Берег, встречай моряка

Мих Златогоров| опубликовано в номере №664, январь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Какие ребята?

Сразу припомнилось, как вчера с полубака совали деньги парню в заношенной фуфайке. - Встретился тут один «бич», - Платунов употребил слово, которым мурманские моряки презрительно называют лодырей, отставших от кораблей. - Я ему дал денег, он сбегал, вина принес.

- Выходит, вы его угощали, а не он вас?

- Пускай так, - смутился Платунов. Подумалось: неужели так трудно добиться, чтобы в порту круглые сутки была открыта чайная, где бы пришедшие с промысла моряки могли посидеть в тепле и уюте, хорошо поесть? И еще: почему Платунова и других бессемейных матросов встречают на пирсе разные германы, а не представители комитета комсомола и базового комитета профсоюза?

На пригорке, торжественно возвышаясь над портом и рыбокомбинатом, распласталось огромное двукрылое серое здание. Это Дом междурейсового отдыха моряков тралового флота. Он был построен еще до войны.

Перед зданием разбит небольшой сквер. На примятой траве валяются обрывки газет, колбасная кожура, селедочные хвосты... В разных углах сквера, прислонившись к стволам хилых заполярных березок, расположились компании моряков. «Зеленая конференция» - так прозвали тралфлотовцы этот стихийно возникший клуб на вольном воздухе. Что же делать, если больше пойти почти некуда?...

«А Дом междурейсового отдыха?» - возникает законный вопрос. Прекрасный дворец фактически малодоступен для тех, кому он предназначен. Из его двухсот одиннадцати комнат только двадцать номеров предоставлены для отдыха приходящим с моря промысловикам. Остальные же заняты постоянными жильцами. Даже спортивный зал отдан под общежитие. На замке бассейн для плавания. Негде устраивать танцы. А в столовой никогда не найдешь свободного места: так много здесь бывает народа, не имеющего никакого отношения к траловому флоту.

Мурманск бурно растет. Его промышленность развивается не по дням, а по часам - вот почему в городе ощущается серьезная нехватка жилья, хотя строят здесь много. Но все это не может служить оправданием возмутительного факта: Дом моряков, по существу, отнят у его подлинных хозяев.

На лавочке рядом со мной присел матрос с чемоданчиком. Разговорились. Зовут его Михаил Майоров. Ходил в море на РТ № 134, лишь на день раньше «Кирова» вернулись с промысла. Тоже привезли много рыбы. Дали ему путевку в Дом междурейсового отдыха...

- Смотрите, путевка по всей форме, - сказал Майоров, показывая документ, выданный базовым комитетом профсоюза. - Комната сто сорок шестая, койка четвертая...

- Почему же вы не устроились?

- Койка уже занята. Выдали две путевки на одну койку... Путаники! - моряк говорил со спокойной усмешкой, словно удивляясь, что существуют еще на свете такие бюрократы. - Ну, ладно. Отосплюсь на пароходе.

Он не жаловался, но легко было догадаться, как глубоко обижен этот честно потрудившийся в море человек.

Довелось мне встретиться на «зеленой конференции» и с Владимиром Платуновым. На этот раз матрос был трезв, но снова настроен хмуро.

- Скоро отход, а я ничего не успел сделать. Хотел зубы подлечить - в поликлинику не пробиться: очередь! Купить тоже ничего хорошего не купил. Даже в кино не сходил...

3. Разговор со старым капитаном

В Мурманске от некоторых хозяйственных и профсоюзных работников можно услышать рассуждения, которыми оправдывается безразличие к организации отдыха и досуга моряков во время береговой стоянки. Вот как примерно высказываются эти деятели:

- Идеалисты! Разве переделаешь моряка танцами?!

- Журналы, книги, лекции! А что моряку эти лекции? Дайте ему разрядку!

- В море работают - на берегу водку пьют. Так было, так и будет!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Санитар

Главы из автобиографической повести «Беспокойная юность»