Смело, товарищи, в ногу

Аркадий Васильев| опубликовано в номере №664, январь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ниже печатается отрывок из исторической повести Арк. Васильева «Смело, товарищи, в ногу!», издаваемой Детгизом для юношества.

Она посвящена революции 1905 года, знаменитой летней стачке иваново - вознесенских рабочих, создавших один из первых Советов рабочих депутатов.

Главные герои повести - Михаил Васильевич Фрунзе, рабочий Степан Важеватов, иваново - вознесенский большевик Федор Афанасьевич Афанасьев («Отец»), Семен Балашов, Груня Николаева.

В начале повести говорится о том, как один из великих князей, желая привлечь к своей всем надоевшей, пошловатой особе внимание великосветского общества, рассказывает, что в ночь под Новый год на набережной Невы в него стрелял какой - то солдат кавалергардского полка.

В покушении на жизнь великого князя был заподозрен рядовой Степан Важеватов. При обыске у него нашли нелегальную литературу. Важеватов арестован, но друзья помогают ему бежать, и он находит приют в семье своих земляков Никитиных.

Сын Никитиных Иван - большевик. Он-то и снабдил Степана нелегальной литературой.

... На осторожный стук Степана дверь открыла Дарья Михайловна. Увидев неожиданного гостя, она охнула и, словно почуяв грозившую ему опасность, тревожно спросила:

- Господи, откуда ты? Проходи скорее...

Поднялась вся семья. Наташа, слушая Степана, куталась в материн платок, вздрагивала не столько от холода, сколько от волнения. Матвей Никанорович привернул лампу и плотнее закрыл занавески на окне. Иван, не дав Степану договорить, решительно перебил его:

- Все ясно, Степа. Когда во двор входил, тебя кто - нибудь видел?

- Нет.

- Очень хорошо. Снимай все.

- Зачем?

- Все снимай. Наденешь мое. Мы с тобой почти одинаковые. Одежду твою надо куда - нибудь деть.

- Может быть, сжечь? - предложила Наташа.

- Ни в коем случае. Через несколько часов о побеге будет известно всей полиции. Степана у нас видели много раз. Могут пожаловать и к нам. Горелым сукном будет пахнуть. Они всю золу перероют. Надо все унести.

Посовещавшись, решили, что переодетого в штатское Степана надо немедленно переправить к Наташиной подруге Тоне Боевой, а мундир и шинель бросить в Неву. Не принимавшая никакого участия в этом разговоре Дарья Михайловна строго заметила:

- Эх, вы, конспираторы!... Тоже выдумали! Кто понесет? Наташа? Идет ночью девка с узлом. Да ее первый же городовой по подозрению в краже задержит. Давайте уж лучше я за это возьмусь. До утра не придут, а я пораньше уложу в бельевые корзинки и к Парфену в котельную снесу. У него в топке не только мундир, целая лошадь сгорит - и никакого запаха не останется, все в трубу вылетит.

Было еще темно, а Степан, переодетый в одежду Ивана, уже сидел в уютной комнате Тони Боевой. Наташа, приведя его к подруге, объяснила неожиданное появление очень просто:

- Больше ему деваться некуда. Но если его у тебя найдут, и тебя не помилуют.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Санитар

Главы из автобиографической повести «Беспокойная юность»