Призывно горят огни разбросанного на сопках города. Звучит густой, мощный длинный гудок. И порт сразу откликается четким, звучным голосом, который разрезает тишину ночи:
- Эр - тэ «Киров», эр - тэ «Киров», подходите левым бортом к причалу четыре на выгрузку!
На мостике улыбаются;
- Лучший причал отводят! Во - о - о как нас встречают!
Траулер еще только поджимается к пирсу, а на причале уже стоит девушка в белом халате, с записной книжкой в руке - представительница рыбокомбината. Она деловито окликает вахтенного штурмана:
- Сколько привезли? Соленой?... Свежей?... Да, рыбу в порту ждут. А людей?...
Я вижу, как, спрыгнув на причал, Саша Белов крепко обнимает молодую женщину в пуховом платке. С горделивой улыбкой рассказывал мне потом Саша, что Нина пришла в порт прямо с фабрики и прождала его чуть ли не шесть часов: не хотела без него возвращаться домой. Стоят еще несколько встречающих - жены и матери.
Но большую часть команды - юных, бессемейных моряков, тех, что слушали на мостике песню об огнях, - не встречает никто.
Впрочем, нет, кое - кто поджидает и их...
- Смотри, Герман уже здесь! - слышится голос на полубаке; там столпилась почти вся команда.
Тот, о ком идет разговор, - здоровенный, рослый парняга, без фуражки, в заношенной фуфайке и желтых туфлях - стоит, прислонившись к стенке деревянного портового сооружения. Когда швартовка «Кирова» заканчивается, парень отделяется от стенки и, обращаясь к матросам, щелкает себя по горлу:
- Давай! Еще не закрыли... Кто - то, перегнувшись через планшир, сует ему скомканные пятерки и десятки...
Мне пришлось в эту ночь заночевать на судне в каюте первого помощника капитана Алексея Федоровича Трапезникова, напряженно работавшего все последние дни промысла. И естественно, что теперь он, человек семейный, поторопился домой. Трапезников имел на это не только формальное, но и душевное право.
Рано утром в каюту постучали. В дверях стоял слегка подвыпивший матрос.
- Алексея Федоровича можно?
Я сказал, что помполит скоро вернется.
- Товарищ корреспондент, - глухо начал матрос (его звали Владимир Платунов), - почему такое безобразие?
Он сбивчиво, но асе же достаточно толково рассказал, что камбуз не работает, а в порту ночью негде перекусить.
- Вы меня извините, конечно, я немного выпил: ребята угостили.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Продолжение. Начало см. «Смену» № I