Православных ночных клубов в России не будет
10 апреля 2009 года протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества, сделал любопытное заявление. В ходе встречи со слушателями Высшей школы государственного администрирования при МГУ Чаплин предположил, что в России вполне «возможен ночной клуб, где молодые люди могли бы посмотреть хороший фильм и потом поговорить о нем, хоть до 3, хоть до 4 часов ночи». То есть выразился в том смысле, что пора уже, наконец, открыть у нас ночные клубы для православной молодежи. Потому что работа с молодежью — приоритетное направление церкви, а куда ж молодежь ходит ночью, если не в клубы.
На заявление Чаплина сразу же бурно отреагировали деятели искусства. Например, журналист, поэт и политтехнолог Иван Давыдов написал целый рассказ по этому поводу, где поминалось и богоугодное обнажение телес, и танцовщица Марфушка, словом, простора для фантазий было много. Но все это, конечно, бред. Никакого стриптиза в православном ночном клубе не будет. Иван Давыдов об этом не знает, а мы знаем, потому что внимательно изучили речь Всеволода Чаплина. Он прямо сказал: «Клуб со стриптизом и водкой не нужен в православной культурной среде».
Естественно, у слушателей Высшей школы государственного администрирования при МГУ, да и у любого нормального человека сразу возникает вопрос: какая она, эта православная культурная среда, и кто в ней находится?
Вот есть данные ВЦИОМ за 2007 год. Согласно им, 63 % россиян считают себя православными. Интересно, что по тем же самым данным ВЦИОМ в том же году о своей вере в Бога заявили 55 % респондентов. То есть по крайней мере 7 % россиян православны, а в Бога не верят.
Как такое может быть, человеческий ум догадаться не в состоянии. Но, очевидно, для этих 7 % и предполагалось открыть специальные православные клубы со своими правилами, своим дресс-кодом и своим фейсконтролем. Забыли только, что клуб все же заведение увеселительное, а участие в открытии увеселительных заведений или одобрение их открытия — самый настоящий грех.
Ситуация получилась малоприятная. С одной стороны, большинство современных развлечений, включая танцы на льду, — грех. С другой стороны, всякий родитель, и биологический и духовный, знает, что, если запрещать вообще все, дети получатся хитрые, скрытные, а самих родителей станут потихоньку ненавидеть.
Соответственно, идеальная ситуация — та, на которую только намекнул отец Всеволод, — создание клуба для православной молодежи, в котором после воскресной школы юноши и девицы будут собираться за чаем, обсуждать хорошие фильмы и взаимно краснеть, следя за тем, чтобы прядь не выбилась из-под скромного плата. В процессе общения и будут складываться крепкие православные браки, в которых всякое сношение будет лишь ради чадородия.
Спустя полгода после заявления отца Всеволода Чаплина случился страшный пожар в пермском ночном клубе «Хромая лошадь». После этого само словосочетание «ночной клуб» приобрело не только развратный оттенок, но и совсем уж адские коннотации. В сложившейся ситуации церковь устами патриарха Кирилла выразилась совершенно однозначно: «Недопустимо освящать места, которые могут иметь «двойное назначение», а также учреждения, способные прямо или косвенно потворствовать греху: ночные клубы, дискотеки, рестораны, магазины, в которых продается сомнительная продукция. За подобное деяние в этом году мною запрещен в служении один из клириков города Москвы». Таким образом, оригинальное и перспективное предложение Чаплина никакого развития не получило.
Следует отметить, что в мире существует довольно много христианских ночных клубов. Например, в США, штат Теннесси, клуб Fire Escape каждую субботу устраивает концерты миссионерского рока, предлагает христианское караоке, стенд-ап комеди (шутки про Иисуса), выступления спортсменов и диджея. Но главное, что продает этот клуб, — безопасность. Родители и духовники могут быть спокойны, тут молодого человека не втянут в грех, не продадут ему наркотики и не напоят допьяна.
А в других странах существуют ночные клубы, устроенные совсем уж как «филиалы» церкви, где в атмосфере евангелического хип-хопа публике проповедуют и обращают в веру. Словом, есть много вариантов, но непонятно, как это импортировать на нашу почву. Ведь у протестантов, в отличие от православных, приняты сугубо личные отношения с Господом, которому можно служить и на сцене ночного клуба, и за барной стойкой. С другой стороны, те самые 7 % неверующих будут производить потомство, и вполне возможно, что со временем на свет явится порождение эпохи тучных блаженств: светское православие, которое позволит любые развлечения по установленным тарифам. Вот тогда и начнется. Электронные индульгенции. Исповедь по ICQ. Православный хип-хоп.
Единственная надежда на ВЦИОМ — это же они такие сведения опубликовали. Может, просто ошиблись?
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
История о том, как музыка победила бюрократию
Из цикла «Идиот с дуршлагом»
Почему ученый РАН не может жить без экстремальных путешествий
История фермера из деревни Зеленцино
Мы разыскали свою бывшую аудиторию, а именно — рабочую молодежь
Жизнь выдающегося транспорта