Башмак для Золушки

Э Черепахова| опубликовано в номере №961, июнь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сфера быта народного выдвинулась в ряд важных проблем, она стала предметом государственного интереса, что обеспечивает успех при разрешении сложных вопросов, связанных с механизацией, подготовкой кадров, строительством новых «бытовых точек» и прочим. Представьте себе, что за 1963-1967 годы только на развитие деятельности различных бытовых служб Москвы израсходовано 33,5 миллиона рублей. Современный быт вырвался из пут неравноправия, и сделать его просто предметом кратковременной камлании так же трудно, как нельзя сделать предметом кампании самую жизнь. Но всем известно, что быт долгое время был у нас долго и незаслуженно Золушкой, которой теперь как бы примеряют хрустальный башмачок: пришло ее время. И хочется, чтобы юноши и девушки подумали о приложении своих сил в этой сфере человеческой деятельности. Кстати, многие уже подумывают об этом. Свидетельство этому - многочисленные отклики на статью «Разговор о стыдной профессии», напечатанную в Ms 24 журнала «Смена». До определенного числа юношей и девушек уже как будто дошла мысль о том, что современной сфере услуг нужны не просто молодые руки (а в ближайшую пятилетку стране их понадобится не менее 24 миллионов), а подготовленные, грамотные и квалифицированные кадры, которые должны в совершенстве владеть не только умением обращаться с многообразной техникой бытового хозяйства, но и общаться с людьми, которых обслуживают. Но при первых же шагах по новой тропе молодые люди столкнулись с некоторыми препятствиями. Об этом письмо Тани П. и Тани И. из Куйбышевской области. Девушки хотят получить профессию парикмахера, но не знают, где есть такое училище или курсы, с какого возраста принимают, сколько нужно учиться и так далее. Похожие на это, пришли письма из Донецка, Ленинграда, Средней Азии. В сущности, в них речь об очень плохо поставленной рекламе профессий сервиса, точнее сказать, информационной службе. В каждом киоске должен быть справочник службы быта типа «Куда пойти учиться» с разъяснением смысла и содержания различных бытовых профессий. Комсомольская печать, райкомы и горкомы комсомола должны были в течение учебного года поинтересоваться тем, какие именно профессии пользуются у школьников престижем, что им неясно, какие у них вопросы, заранее связать выпускников с местами будущей работы или учения, если дело касается профессиональных училищ. Но там, где «гора не идет к Магомету», пусть «Магомет идет к горе». Выпускники должны сами обратиться в райкомы комсомола с конкретными вопросами о будущих своих профессиях и найти там ответы на все, что интересует в связи с будущей работой или учением. Мы же в эти весенние дни - дни выбора и решений - еще раз хотим напомнить, что уровень производства и сферы бытового обслуживания растет так быстро, что заставляет рано или поздно людей идти в учебный центр. Все-таки мало и плохо оправдывает себя система обучения «на ходу». Она дает низкую квалификацию, скудные, торопливо усвоенные знания. Профессиональных училищ, где можно выучиться на повара, парикмахера, обувщика, слесаря по бытовой технике и т. д., с каждым годом все больше, и возможности их растут. Но хочется ответить тем, кто, подобно Нине К. из Ленинграда, считает, что им «обещали романтику», а «романтики нет как нет», есть только ежедневная упорная работа с трудностями и даже порой неприятностями. Никто и не обещал, не сулил «красивой жизни». Сфера быта стала равноправна с другими областями человеческой деятельности, а в какой такой области можно трудиться без преодоления трудностей! Разочарования Нины вызваны, должно быть, буколическим представлением о белых кружевных наколочках официанток, сверкающих приборами и механизмами ресторанных кухнях, завидных прическах девушек-парикмахеров. Но это внешние атрибуты. Все эти люди много трудятся, жизнь их отнюдь не безоблачна, но дает им удовлетворение, какое получает тот, кто обрел призвание. Вообще фанфарам еще не время звучать. Действительно, за несколько последних лет открыты и вступили в действие сотни новых магазинов, кафе, столовых, различных палаток и «точек». Если сравнить с 1940 годом, то всего этого стало вдвое больше. 4,5 миллиона человек с их помощью приводят в действие систему общественного питания и торговли. 60 процентов этой армии - молодые люди до 25 лет. Их нужно хорошенько учить делу. Сейчас продавцов, поваров, кулинаров готовят в институтах торговли и училищах, на торговых факультетах в неспециализированных вузах, в 198 техникумах, 159 торговых и кулинарных училищах. Кроме того, существует 43 профессиональных технических училища и 110 школ системы Центросоюза. Не так уж мало для начала. Но и нерешенных проблем хватает, и они выдвигаются самой жизнью: это и нужда в большом числе квалифицированных кадров преподавателей, и «география» учебных центров, и многое другое. Не хватает (иногда просто нет) училищ в Таджикистане, Грузии и некоторых других республиках. Как бы «обойдены» пока что некоторые профессии - вроде профессий парикмахера, официанта, сапожника. В этой связи приведем письмо из г. Томска от Анны Д., студентки университета. Студентка из Томска Анна Д. прислала нам серьезное письмо, которое хотим привести почти целиком: «Я совершенно согласна, что парикмахер, официант, повар - совершенно необходимые, важные профессии. Я в этом году окончила школу, сейчас учусь в Томском университете на механико-математическом факультете. Через пять лет у меня будет высшее образование, диплом. Это даст мне не только высокооплачиваемую работу, но и большое моральное удовлетворение моими знаниями. Но дело в том, что я с большим удовольствием пошла бы работать в сферу бытового обслуживания. Я очень люблю - и у меня, говорят, неплохо выходит - делать прически. Работать парикмахером, косметичкой - это же действительно здорово! Но, допустим, я пошла бы после школы работать парикмахером. Что бы меня ждало! Получить высшее образование парикмахеру негде. Был бы такой вуз, я бы все бросила - и туда!» Читатель из Троицка, подписавшийся Н. Д., как бы возражает Анне: «Трудиться красиво - это не только долг, это потребность каждого человека. Но он должен найти «свое», именно свое дело, а не исходить из того, что вот эта профессия нравится большему числу людей, а та - меньшему. В школе должны учить не только грамоте, но и этикету, тогда и культура обслуживания повысится. В школе всем вбивают в голову: «Иди в вуз, тебе открыты все пути». А зачем, если нет особенных способностей! Но чем хуже умение красиво одеть или причесать человека! Умело накрыть стол, угостить людей за столиком кафе или ресторана! Дать умелый совет в магазине! Почему обязательно вуз!» Это не такой простой вопрос. Сам Н. Д. признает, что «современная молодежь хорошо разбирается в музыке Сен-Санса и Шостаковича, в картинах Рубенса и Дейнеки, спорит о бионике и политике». Да, и ей хочется размаха, перспектив. А служба быта! Дает ли она перспективу! Не низок ли потолок! Это не праздные рассуждения. Недавно я слышала по радио призыв одного энтузиаста-огородника выращивать на окнах свежие огурцы. Он сыпал названиями удобрений, давал рецепты ухода и заверял, что «огород на окне» - будущее горожанина. Это выступление представляется мне казусным. Так, может быть, отвести антресоли в новых квартирах под сахарный тростник и делать сахар, не выходя из дому! А как насчет содержания коровы в ванной комнате! Выпечки хлеба в индивидуальной духовке! Нет, будущее не только города, но и отчасти села - другое. Общество осознало необходимость обучить и оснастить техникой огромную армию людей, которые возьмут в свои квалифицированные руки все сложности дел, еще оставленных на шее хозяек: обеды, стирку, доставку овощей (которых у нас будет изобилие в парниках и огородах, а не на окнах), хлеба, продуктов, а со временем, быть может, билетов в театр и кино. В конечном счете они не только освободят нам время. Они поправят наше здоровье, поставив питание на научную основу, придадут жизни ритм и распорядок, позволят правильно спланировать свое время. Быстро промчится пора выпускных экзаменов. Решая для себя извечный на пороге юности вопрос «кем быть, как быть», вспомните о том, что профессии сервиса стали такими же общественно важными и значимыми, как профессия рабочего или служащего.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены