Интервью с директором «Кинолюбителя»
На XV съезде комсомола делегаты аплодисментами встретили ее - Нину Вязову - продавщицу московского магазина «Кинолюбитель». Ей - не балерине и не киноактрисе, а «всего лишь продавщице» - преподнесли букет цветов. Вот выдержки из ее выступления: «Наш комсомольско-молодежный магазин «Кинолюбитель» небольшой. В нем работают 40 человек. 30 из них - комсомольцы. Вот уже три года наш магазин - предприятие коммунистического труда. Мы консультируем кино - и фотолюбителей, у нас вы можете проявить кинопленку и даже посмотреть свой фильм с семьей и друзьями. Для этого комсомольцы специально переоборудовали подсобное помещение в небольшой уютный кинозал. Каждый уважаемый магазин имеет постоянных покупателей: ведь хороший человек всегда имеет друзей. У нас таких друзей немало. Многих мы знаем по именам и всегда им рады». Я побывал в магазине «Кинолюбитель». За прилавком - молодые девушки, точные, аккуратные, по-современному деловые. «Заходите, пожалуйста, к нам еще!» Разумеется, это не привычное: «Вас много, а я одна». Здесь во всем, даже в оформлении рабочего места, чувствуется индивидуальность продавщицы, чувствуется, что ей не безразлично, где она трудится. В этом магазине и реклама, и улыбка, и, самое главное, широкий ассортимент товаров - все работает на настроение покупателя. Отсюда просто не хочется уходить.
- Как вам удалось всего этого добиться! - спросил я директора объединения «Кинолюбитель» Петра Михайловича Кримермана. И он рассказал:
- Теперь, слава богу, о материальном стимуле не стыдно говорить. Так вот о зарплате. Наш магазин в известном смысле исключительный. Он внеразрядный. А это означает, что продавцы у нас получают зарплату от 95 до 125 рублей в месяц. Это на 25 процентов выше, чем обычно. По моему мнению, это главная причина того, что мы не знаем, что такое текучесть кадров. За последние годы средняя заработная плата работников торговли возросла в среднем на 22 процента. Это и есть настоящая забота о работниках торговли. Это, так сказать, материальная сторона дела. А теперь о моральной. Все наши продавцы - фотолюбители. Они любят наш магазин, любят товары, которые продают. Фотолюбитель - он и прикасается к фотоаппарату по-особому. Словом, работа вписывается в их жизнь. Думаете, нам повезло! Нет. Просто мы долго искали таких людей, и мы стараемся, чтобы они не утрачивали интереса к работе, чувствовали, что мы их ценим. В торговле много молодых людей -1,5 миллиона. Это примерно одна треть всех работников торговли. Молодых надо воспитывать. Но ведь одни лозунги и громкие фразы - это не воспитание. Сейчас в промтоварных магазинах действует такой порядок оплаты труда: продавец получает 3% надбавки к своей зарплате, если коллектив всего магазина перевыполняет план на 1%. Для продавца это не очень ощутимый стимул. В начале месяца не только продавец, но и директор не знает, выполнит ли магазин план или нет. С одной стороны, нет твердых данных от поставщика. С другой - план в течение квартала меняется несколько раз. Все это для продавца - темный лес. А он должен твердо знать: раз по своей группе товаров он работает хорошо - значит, получит премию. Было бы неплохо, чтобы у нас, например, продавщица за каждый проданный фотоаппарат (вне зависимости от его стоимости) получала, например, рубль. Тогда она будет убеждать покупателя, показывать «товар лицом», она поднимет свою квалификацию, -она будет заинтересована, чтобы вы ее знали, чтобы вы пришли завтра с приятелем. Кстати сказать, в Литве введен на практике такой метод материального стимулирования. Там широко поставлена доставка молока на дом. Делают это домохозяйки и студенты, у которых до девяти утра есть полтора-два часа свободного времени. Каждая бутылка продается с наценкой в одну копейку. Эта наценка и составляет заработок тех, кто доставляет молоко. И оказывается, некоторые расторопные студенты зарабатывают таким образом до 60 рублей в месяц. Сейчас я могу только бить на сознательность. Вот, например, есть у нас Катя 3. Работает хорошо, потому что сознательная. Материально-то она ничего не выигрывает. Она и кассир, и товаровед, и декоратор! Хорошо это или плохо! А может, она на этом теряет главную свою профессию - профессию коммерсанта!! Привозят товар.
- Катя, разгрузи! Остается в секции три продавца вместо четырех. Покупатель ждет. Завтра я посылаю ее оформлять витрину. Она же у меня деквалифицируется! Она должна быть продавцом-консультантом. У нее должен быть постоянный круг покупателей, ее должны знать и любить. А с каким настроением она встает за прилавок после того, как три часа разгружала товар! Кстати сказать, когда началась кампания за совмещение профессий, продавцам было обещано: будешь работать хорошо, экономить на упаковке, быстро разгружать товар - получишь материальное вознаграждение. Но продавцы ничего не получили. В первый раз мы наградили их почетными грамотами. Было празднично, интересно, весело. Во второй раз занимаем мы первое место в соцсоревновании - получаем Красное знамя и 150 рублей (это на 200 человек!). Понятно, что все это капля в море, и практического эффекта такое материальное стимулирование не имеет. Остается только моральный стимул. Да, какое-то время он действует, но потом огонек энтузиазма неизбежно пропадает. Человек начинает работать механически, никакие замечательные почины его не увлекают. Наше объединение дает прибыль 40-50 тысяч рублей в квартал, а директорский фонд составляет всего 1 600 рублей в год. Это на все - и на путевки, и на материальное поощрение, и т. д. Уходит хорошая продавщица в отпуск. Я хочу ее поощрить - дать 100 рублей премии. Но я не могу сделать этого. Я полностью согласен с экономистом А. Лаврушиным, который писал в «Советской торговле»: «Очевидно, требуется повысить размер отчислений от прибыли в фонд предприятия, чтобы создать условия премиального вознаграждения труда работников торговли, примерно равные с промышленностью». Я считаю, что стоило бы подумать над тем, чтобы предприятие получало, скажем, 10% от прибыли. Это дало бы экономическую основу для инициативы торговых работников. Не могу не сказать еще об одном. Меня всегда удивляло широко распространенное мнение, что в торговле и в областях, связанных с торговлей, может, по сути дела, работать каждый. А есть ли у него способности и специальные знания - это не имеет значения. Да, сегодня в торговле 470 тысяч людей с высшим и средним специальным образованием. Но это всего лишь 8% от общего числа работников. Нам в торговле, в сфере обслуживания буквально позарез нужны умные, способные, высокообразованные люди, словом, настоящие специалисты. Недавно я был в ГДР, мне рассказали о таком случае: «Ваш представитель покупал все - и фототовары, и радиотовары, и... помидоры». Немцы очень корректные люди. Они только сказали: «О, это очень энергичный человек, но он не слишком разбирается в технике». В результате деятельности таких вот «энергичных» людей у нас были случаи, когда увеличители заказывались без ламп, магнитофоны без звуковых приставок, а фотоаппараты - таких моделей, которые уже через год снимались с производства. Мне, как работнику торговли, зачастую бывает обидно, ведь везде у нас - в институтах, в лабораториях, на заводах - вводят научную организацию труда. А в применении к торговле о НОТ вроде бы даже зазорно говорить. До сих пор государственные проектные институты строят магазины без красных уголков и комнат отдыха. Дескать, подумаешь... «Торгаши» и так проживут. А это ведь далеко не так просто -взять и продать. В торговле просто необходимы люди, любящие свой труд, для которых работа в торговле была бы призванием. Только такой человек получает удовольствие от работы, вносит в нее увлеченность и поэзию...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.