Атакующие небо

Всеволод Иванов| опубликовано в номере №174-175, декабрь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

В ноябре в Крыму, в Коктебеле, закончился VII Всесоюзный слет планеристов, прошедший в этом году очень оживленно. На слете пилотом Степанченком установлен мировой рекорд фигурного полета на планере.

Впервые в слете подавляющее большинство его участников составляли комсомольцы и беспартийная рабочая молодежь, что и определило его характер и темп.

Участник слета, тов. В. Иванов, очерк которого мы печатаем ниже, знакомит наших читателей с прошлым планеризма, его настоящим, его перспективами и успехами и достижениями VII слета планеристов.

Летом 1909 года обитатели одного из тихих дачных поселков на Клязьме, под Москвой, были очень удивлены, увидев группу молодежи, тащившую странный аппарат, похожий на самолет, но не имевший ни мотора ни пропеллера.

Дачники, свидетели этого происшествия, были еще больше поражены, когда диковинный аппарат на их глазах отделился от земли, взмыл вверх и, пролетев Клязьму, плавно опустился на ее противоположном берегу.

Это был первый полет на планере одного из пионеров планеризма в дореволюционной России, студента Технического училища Российского. Полет его продолжался всего 1,5 минуты и было покрыто при этом расстояние в 50 метров. В то время это было большой сенсацией, всероссийским рекордом.

Прошло с тех пор не мало времени. Планеризм шел уверенно к окончательной победе. Но путь его был тернист и победа досталась нелегко.

Первые планеристы познали горечь разочарований и тяготы первых неудач. В обстановке косности, консерватизма, господствовавших в дореволюционное время, работать им было нелегко. К счастью для планеризма его основоположники оказались большими энтузиастами и в самые трудные времена не дали угаснуть любимому делу.

Новая эра для планеризма пришла с Октябрьской революцией. Но вспыхнула гражданская война, затем наступил период хозяйственной разрухи. В эту пору было не до планеризма. Пролетариат страны, только что освобожденной от пут царизма, с винтовкой в руках защищал свое право творить новую жизнь, а костлявая рука голода была готова задушить и революцию и ее солдат.

Одним из пионеров советского планеризма и основателей первого в Москве планерного кружка считается летчик К. К. Арцеулов. Недавно исполнилось 20 лет летной работы этого неутомимого парителя и летчика большой авиационной культуры.

Других пилотов, пролетавших 20 лет и продолжающих летать, не найдется пожалуй не только у нас, но и за границей. 20 лет постоянной напряженной борьбы с воздушной стихией! Какое сердце, какая нервная система должны быть у такого пилота, если он и сегодня летает так, как летал 10 - 12 лет назад! К. К. Арцеулов справедливо считается одним из лучших пилотов Добролета. Нет такого самолета, на котором бы он не летал. Начав летать на «Вуазенах», или вернее на «примусах», как называют допотопные машины сами летчики, он летает теперь на изящных быстроходных машинах, близких к совершенству. Но и теперь Арцеулов не порвал с планеризмом.

О первых днях советского планеризма К. К. Арцеулов говорит:

- Было трудное время. Нужно было крепко любить это дело и глубоко верить в него, чтобы легко переносить все тяготы и лишения, с которыми были сопряжены первые шаги советского планеризма.

Большинство в планеризме видело лишь забаву. Победил энтузиазм планеристов. Когда на первых планерных состязаниях в 1923 году пилот Юнгмейстер, вопреки отрицаниям скептиков, продержался в воздухе свыше одного часа и пролетел 1 ½ километра по прямой, интерес к планеризму сразу возрос, он получил признание и стал быстро развиваться.

Молодежь пришла

Планеризм дореволюционный от планеризма современного отделяет дистанция огромного размера. Тогда - минутные полеты, теперь - многочасовые, тогда дальность - десятки метров, тогда высота - несколько метров, теперь - тысячи метров и десятки километров и т. д.

Советский планеризм занял на международной арене второе после Германии место. А главное, на смену прежним реалистам, гимназистам и маменькиным сынкам пришли молодые слесаря, магнитчики, сварщики, столяры, второступенцы из Москвы, Лысьвы, Ленинграда, Вязьмы, Харькова, Краснодара, Новосибирска... Влившаяся в ряды планеристов советская молодежь принесла с собой большую долю молодого пыла, энергии, энтузиазма, новые методы работы: ударничество, соцсоревнование. Появился новый кадр парителей. Пришли: бывший беспризорник - завтрашний летчик и быть может ученый Козлов, комсомолец Пищучев, Степанченок, вчерашний комсомолец, сегодня коммунист, и один из лучших в СССР летчиков - инструкторов, пилот Васянин и многие другие.

На VII Всесоюзном слете планеристов 80% участников были комсомольцы, рабочая молодежь.

На слете участвовали и пионеры планеризма - Арцеулов, Жабров, Кудрин. Они же его первые жертвы. Их любовь к парению стоила им недешево: помятых и поломанных рук, ног, ребер и ключиц. Машины того времени были далеки от совершенства.

Было время, когда планеры «складывали» крылья в воздухе и вместе с пилотом камнем летели вниз. Иное дело теперь. Конструкции планеров обладают большим запасом прочности и достаточно совершенны. Аварии теперь стали большой редкостью и носят характер небольших поломок при взлете и посадке. Авария в воздухе - об этом уже забыли. Это было когда - то. От стариков не хочет отставать молодежь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Разговор с американцем

Из книги о Бессарабской коммуне