Большая светлая комната в семь окон еще дополнительно освещается двумя полосами ламп дневного света. Здесь занимается группа Грибановой. Комнату пересекают три больших стола, за которыми с каждой стороны сидят по пять девушек в одинаковых голубых косынках. Ближе к окнам расположены швейные машинки, а на противоположной стене – гладильная доска, машина и стол, где лежат материалы. В торце комнаты рабочее место мастера-наставника.
Я вошла в тот момент, когда Антонина Сергеевна, нарядная, в белой с голубыми горошинами блузе, выгодно оттененной темным платьем, стоя за своим столом, говорила:
– Сейчас я вам покажу...
Увидав меня, Грибанова остановилась на полуслове. На секунду все голубые косынки повернулись в мою сторону. На меня смотрели двадцать семь пар глаз: голубых, синих, серых, карих и черных, как зрелые сливы. Я невольно поежилась, но Антонина Сергеевна уже продолжала:
– Сейчас я покажу вам несколько швов. Но сначала повторим правила техники безопасности. Лена, начинай! –
Высокая белокурая девушка быстро перечисляет:
– Все пуговицы на одежде должны быть застегнуты. Волосы убраны под косынку. Если от прикосновения пальцев к металлу швейной машины бьет ток – немедленно оставить работу и вызвать мастера...
– Какая должна быть иголка? Наперсток? Правила при работе с гладильной машиной?..
Грибанова задает вопросы быстро, и так же быстро следуют ответы учениц.
...Девушки сосредоточенно работают. Тема сегодняшнего задания: «Выполнение закрепок для карманов, окантовочного шва и шва встык».
Присев в углу класса, я наблюдала за Антониной Сергеевной и ее ученицами. Одна из них рассматривала внимательно свой, явно не удавшийся с первого раза шов, несколько девушек склонились над машинкой, строчат. Ближе ко мне, за столом, одна, поджав губы, решительно отпарывает пришитый кусочек...
Антонина Сергеевна медленно обходит своих воспитанников. Вот она склонилась над машинкой, где работает Марина Кирсанова, и тихо говорит что-то такое о ее работе, что уши девушки вспыхивают.
Я не успела заметить, как Грибанова снова появилась за своим рабочим столом и высоко подняла работу Нади Князевой, показывая ее ученицам.
– Прекрасно выполнена! Молодец, Надя!
И, словно воробьи, мгновенного слетелись к ней ученицы. Как видно, каждой хотелось посмотреть на работу, которую так высоко оценила скуповатая на похвалу Антонина Сергеевна.
Я листаю бумаги на столе Антонины Сергеевны. Вижу план урока. Все точно, все аккуратно выписано, все отработано. Тема. Цель урока. Оснащение урока. Наглядность урока. Технология...
Заглядываю дальше в тетрадь. И дальше все расписано. Следующий урок – «Обработка кармана в рамку». Через день – «Обработка накладного кармана».
Я не оговорилась, написав «через день». Практические занятия с девушками Антонина Сергеевна ведет через день. Три остальных дня недели – теория. В программе училища – политэкономия, эстетика, конструирование одежды, спецрисование, материаловедение и спецпредмет – иначе говоря, технология пошива. Ведут эти занятия семь опытных педагогов.
Стрекочут машинки, тихо переговариваются девушки, солнце заливает класс.
И вдруг вопрос:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.