Анонимный заказчик

Сергей Высоцкий| опубликовано в номере №1348, июль 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Мама сказала, чтобы ты привез банку варенья, – сказала Алена. – Черничного. Там на крышке написано. И не забыл собрать клубнику.

Осокин хмыкнул:

– Вы бы с мамой о ней так помнили, как я!

Он повесил трубку, спустился по широкой институтской лестнице вниз, сел в машину и тоже, как и жена, поехал на Васильевский остров, но только не к теще, а к своему приятелю Коле Рогову, такому же одержимому страстью к собирательству человеку, как и он сам.

Борис Дмитриевич, несмотря на свой далеко не юношеский возраст, коллекционировал значки. Их у Осокина было уже за шесть тысяч, но стоило ему услышать про какой-то новый значок, Борис Дмитриевич мог мчаться не только на окраину города, в Гавань, как он поступил сейчас, а даже на край света. Относился он к собиранию значков со всей серьезностью и основательностью. Собрание Осокина хорошо знали в кругах городских коллекционеров и считали одним из самых основательных. Когда устраивались какие-нибудь выставки – а они в наше время устраиваются очень часто, – Бориса Дмитриевича всегда приглашали выставиться, и он делал это с большим удовольствием. Экспонировал самые редкие значки, в свободное время постоянно дежурил у стенда, давал объяснения и консультации. Даже тому, что он хорошо знал французский язык и. помог овладеть им своей дочери, Осокин был обязан значкам. Когда у тебя такая богатая коллекция, поневоле возникают связи и с иностранными собирателями. То интуристы придут на выставку, и среди них окажется заядлый коллекционер, то кто-то из знакомых приведет приехавшего в командировку иностранца поглазеть на огромную стену в квартире Осокина, сплошь завешанную значками. Потом завязываются переписка, обмен дубликатами. Короче, без языка не обойтись.

Даже в институте, где Борис Дмитриевич преподавал политэкономию, собирательство создало ему некий ореол, потому что время от времени о коллекции Осокина писали то в «Вечерке», то в молодежной газете, а один раз даже в журнале «Наука и жизнь». И в этих заметках о его собрании употреблялись ласкающие слух эпитеты: «строго систематизированная», «научная», «глубокая» и прочие другие.

Кто в детские и юношеские годы не был коллекционером? Не собирал марки, монеты, открытки, маленькие календари, минералы или даже складные ножи? Трудно представить себе не переболевшего этой детской болезнью мальчишку. Страсть эта могла не коснуться разве уж какого-нибудь заядлого шалопая, предпочитавшего стрелять из рогатки по воробьям и играть в пристенок, чем охотиться за новой маркой. Но проходят годы, и по разным причинам повзрослевшие собиратели чаще всего забывают о своих коллекциях. Лишь немногие, не лишенные, наверное, известного педантизма и одержимости, остаются верны им всю жизнь.

Николай Петрович Рогов, к которому заехал Осокин, посулил ему в обмен на три значка с изображением животных – а Рогов именно такие значки собирал, только с козлами, собаками и прочими представителями фауны – значок добровольного пожарного общества Сейшельских островов.

Обмен состоялся к обоюдной радости, потом Азалия Васильевна, жена Рогова, поила их прекрасным цейлонским чаем.

– Вы слышали, Борис Дмитриевич, что обокрали Завьялова? – спросила Азалия Васильевна у Осокина.

Завьялов, директор ресторана «Западный», тоже коллекционировал значки. Но его собрание было хоть и большим, но малоинтересным. Он собирал значки без разбора, все подряд. Зато славился единственным в своем роде собранием альбомов художников-сюрреалистов.

Реакция Бориса Дмитриевича была однозначной – он сразу же подумал о библиотеке.

– Да! – подтвердил Рогов. – Все альбомы свистнули. А в придачу разные мелочи, – он ехидно усмехнулся, – вроде драгоценностей и мехов жены, магнитофона и прочей ерундистики.

– А значки?

– Значки не взяли.

У Бориса Дмитриевича отлегло от сердца.

– Не успокаивайся, не успокаивайся! – сказал Рогов. – Залезли опытные воры. Знали, что брать. Кому нужны завьяловские значки? Только дилетантам, мальчишкам, начинающим собирательство.

– Ты не прав, – не согласился Осокин. – У него много хороших значков.

– Ну и что? Нет системы, нет научной основы. Если хочешь – вся коллекция его значков для отвода глаз. Чтобы создать реноме коллекционера. Главное-то – альбомы и книги. Знаешь, сколько он в них вложил?

– Дураки воры, – сказал Борис Дмитриевич. – Книги почти все на иностранных языках. Они не смогут продать эти книги. Сразу попадутся.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Подростки в городе

Об этом говорилось на пленуме ЦК КПСС