Анне Вески: «…И объединит нас песня»

Владимир Ковалев| опубликовано в номере №1392, май 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Международный фестиваль в Сопоте

Я бродил по пустынным галереям Лесной оперы, главной сцены международного фестиваля песни в польском курортном городке Сопоте. Балтийский ветер доносил пряные запахи близкого моря, шум прибоя. Стоило закрыть глаза, в рокоте волн угадывались характерные звуки заполненного зрителями зала. Чуть больше месяца оставалось до начала фестиваля, а подготовка к песенному форуму шла полным ходом. Устанавливали аппаратуру техники, оформляли сцену художники, подключали гигантские прожектора осветители. Один из рабочих, узнав, что я журналист из Москвы, вытащил из кармана спецовки фотографию Аллы Пугачевой с автографом певицы. «Она покорила Сопот! — рассказывал свидетель триумфа советской исполнительницы. — Если хотите знать, — продолжал он, — такой же успех ожидает и вашу Анне Вески, которая собирается выйти на эту сцену...»

В своем прогнозе он не ошибся. Анне Вески увезла из Сопота в августе минувшего года не одну, а сразу две награды. Международное жюри, возглавляемое известным музыкантом, руководителем оркестра радио и телевидения в Лодзи Генриком Дебихом, вручило советской певице награду за первое место в конкурсе на соискание Гран при фестиваля (успех выпал на долю песни «надежда не угасает» эстонского композитора Кустаса Кикерпу на слова Валли Ойявере в аранжировке Тыниса Кырвыца), а также приз за лучшее исполнение польской песни («Полька» Катаржины Гертнер с эстонским текстом Хенно Кэо). В польской печати отмечались прекрасные вокальные данные «эстонского соловья», умение Анне держаться на сцене, гражданская наполненность и интересные аранжировки исполненных ею мелодий.

Музыка окружала ее с малых лет. Вместе с родителями пела в хоре — это искусство в Эстонии в особом почете. В музыкальном училище училась игре на фортепьяно, и, казалось, дальнейший путь тоже музыкальный. Анне, однако, неожиданно для всех поступает в... Политехнический институт. И хотя является солисткой в самодеятельном ансамбле института «Мобиле», даже выезжает на свои первые гастроли в Румынию, на профессиональную сцену не торопится. «Мне казалось, профессионал должен обладать особым мироощущением: одно дело, когда музыка для тебя развлечение, отдых, совсем иное, когда она становится работой...» — говорила Анне во время нашей встречи спустя несколько лет. Разговор состоялся после первого концерта Анне Вески в Москве, она пела со сцены Государственного театра эстрады в сопровождении ансамбля «Витамин». Пела, уже работая солисткой Таллинской государственной филармонии, имея в активе гастроли по стране и за рубежом, выступления по радио и в программах телевидения. «И все-таки в Москве я словно беру очередную высоту, как спортсмен...» — улыбается Анне. Кажется, будто репертуар ее неисчерпаем, записаны несколько долгоиграющих пластинок на эстонском и русском языках, проявились и незаурядные актерские способности — помните телефильм «Снежные напевы» таллинской студии и другие фильмы, с успехом демонстрировавшиеся по Центральному телевидению?

Ровно пять лет назад имя Анне Вески впервые прозвучало в популярной таллинской радиопрограмме с несколько неожиданным названием «Два такта вперед». Своим участием в этом своеобразном конкурсе для начинающих Анне обязана друзьям, именно они уговорили послать на радио заявку. Начинала она с ансамблем «Мобиле», затем перешла в «Витамин», а сейчас ее коллектив носит название «Немо». Почему выбрано имя популярного героя Жюля Верна? «Известный французский писатель однажды сказал своему племяннику: «Больше всего на свете я люблю море, музыку и свободу». Эти личные пристрастия Жюль Берн передал своему и моему любимому герою капитану Немо...» — говорит Анне.

В песнях Вески особая интонация, о человеческих чувствах она говорит собственным, неповторимым языком. Ей удается так исполнить хорошо известную песню из репертуара других исполнителей, что та сразу становится популярной. Так произошло с песней «Позади крутой поворот» Игоря Саруханова... Узкими рамками одного стиля Анне себя не ограничивает. «Не люблю однообразия», — честно признается она. И потому в ее сегодняшнем репертуаре полный светлой грусти блюз «Я знаю все тени лета», шуточная мелодия «Юлий Цезарь», романтическая баллада «Все позади» и рок-н-ролл «Озорной день».

«Не исполнять песни с чужими стихами — самой сочинять!» — это убеждение Анне выразилось в последнем ее диске-гиганте, выпущенном фирмой «Мелодия». Вески написала слова к мелодиям «Кружится мир» и «Не говори». А поскольку пластинка стала оригинальным подарком к собственному дню рождения, от имени мужской половины эстонских исполнителей галантный жест сделал Тынис Мяги — принес накануне записи ноты и слова песенки «Не люблю капризных», которая по желанию певицы и открывает альбом.

...Мы встретились с Анне в спорткомплексе «Олимпийский». «Трудно петь в таких огромных залах?» — спрашиваю ее. «Чувство, ни с чем не сравнимое!» И признается, что во время ХП Всемирного фестиваля молодежи и студентов летом этого года также хотела бы петь перед таким и даже большим числом зрителей. «На таких концертах мы едины, — заключает собеседница. — А единство — всепобеждающая сила».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Поэзия учит и учится

Нужна ли поэзия?

Как сама жизнь

Память - «кровное родство с временем военных испытаний»

Великое трио

К 300-летию со дня рождения Баха, Генделя, Скарлатти