Анатолий Старостин

Сергей Микулик| опубликовано в номере №1426, октябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Спортивный автограф

«Пятиборье не принадлежит к популярным видам спорта, — пишет в «Смену» инженер Леонид Каштымов из Саранска, — но посмотришь на парней, представляющих пятиборье, и невольно зауважаешь их: сколько мощи, своеобразной пластики, спортивного таланта требует каждый из пяти видов спорта!»

Подобных писем немного. Об именитых фигуристах и хоккеистах пишут куда больше. Но мы верны своему слову — идти навстречу читательским пожеланиям о встрече в «Спортивном автографе» с прославленными бойцами самых разных спортивных профессий. Итак, сегодня рассказ об олимпийском чемпионе, двукратном чемпионе мира Анатолии Старостине.

Когда в июле 1980 года 20-летний Анатолий Старостин стал самым юным за всю историю современного пятиборья олимпийским чемпионом, в спортивном мире поднялся переполох: даже ведущим специалистам эта фамилия мало что говорила. И хотя выиграл юноша убедительно, раздавались голоса, высказывающие сомнения в правомерности его победы. Повезло, мол, парню: фавориты сорвались, вот и проскочил.

Были, правда, люди, вспомнившие старую мудрую истину: Олимпийские игры можно случайно проиграть, но нельзя случайно выиграть. Один из них — Павел Леднев, целая эпоха в пятиборье. Именно он, по общему мнению, как никто другой, заслуживал «золото» московской чеканки в своей четвертой и последней олимпийской попытке. Была, право, какая-то несправедливость в том, что три предыдущие оказались неудачными для него, тогда уже четырехкратного чемпиона мира. Но спорт есть спорт: в Москве Старостин оказался сильнее. Леднев тогда откровенно высказался по этому поводу:

— В успехе Анатолия нет и доли случайности. У него истинно олимпийский характер. Наблюдаю за ним, и возникает ощущение, что он способен сделать не просто то, что может, а то, что нужно. Не для себя — для команды.

Вторым человеком, признававшим за юниорами право на триумф, был сам Анатолий Старостин.

В свое время его в пятиборье привел старший брат, Александр. И не с мечтой о будущих победах, а чтобы хоть как-то от улицы отвлечь, ибо сдержанностью Старостин-младший в детстве отнюдь не отличался. И, представьте, маленькому душанбинскому забияке понравилось: пять видов сразу, где еще найдешь такое разнообразие! Только вот успехов ощутимых долго не было. Характер, правда, говорили, у парня неуступчивый, дерзкий — словом, спортивный. Должен когда-нибудь «стрельнуть». Вот он и «выстрелил» в олимпийском году.

Своим скептически настроенным оппонентам после Олимпиады Старостин решил ответить, с его точки зрения, единственно убедительным доказательством — новыми победами.

— Это был, конечно, суровый, но своевременный урок, — вспоминает Анатолий. — Чужие ошибки со стороны хоть и виднее, но учимся мы почему-то больше на своих.

Красноречивее всего подтверждают это результаты: на четырех последних мировых первенствах — два раза «серебро» и дважды «золото». В личном зачете. Команда же, ведомая теперь уже им, признанным лидером, выходила победительницей трижды!

Надежность Старостина как командного бойца определяется его ровной многоборной подготовкой. Старостин — универсал высочайшего класса. У него нет слабых и сильных видов, есть пятиборье — вид главный и единственный.

На знакомство с лошадью, к примеру, дается двадцать минут. Человек должен почувствовать характер животного, а лошадь — почувствовать, кто на ней поедет: всадник или «пассажир». Очки им добывать вдвоем. На чемпионате мира 1983 года во время такого вот знакомства лошадь упала и чудом не придавила Анатолия. Через две минуты он должен был на ней стартовать. Старостин помог коню встать, потрепал по загривку — ничего не случилось, друг, — и чисто проехал маршрут.

После конкура — фехтование. На своем победном мировом первенстве в итальянском городке Монтекатини-Терме во время боя между Старостиным и датчанином Хелстерном арбитр сначала, дал команду «стоп», а потом вдруг засчитал укол, нанесенный соперником Старостину уже после остановки поединка. Такой оборот дела кого угодно мог выбить из колеи, но только не Анатолия. Он вообще к исходу фехтовальных боев относится философски — единственный укол можно нанести или получить случайно. А за каждым поединком следует новый, и опять надо доказывать соперникам и судьям, кто сегодня сильнее. В Италии Старостин добился уникального результата, одержав на дорожке 50 побед. Осенью, как всегда, сядут они с тренером Александром Ивановичем Бизяевым и обстоятельно разберут прошедший сезон. И каким бы он ни оказался, пусть даже «золотым», вывод будет один: работать надо еще упорнее. И придет зима, так называемый подготовительный период. За день Анатолий успевает поупражняться как минимум в четырех видах, в среднем по полтора часа на каждый.

На что же еще у него остается время при таком ритме жизни? На многое! Хватило его, например, чтобы окончить институт физкультуры, получить специальность тренера. Сейчас все юниоры в сборной как бы под его опекой.

Есть у Старостина одна любопытная особенность — он не любит, чтобы друзья или близкие присутствовали на соревнованиях с его участием.

Жена Ольга, в прошлом стрелок из лука, к примеру, ни одного старта Толиного не видела. И вообще о пятиборье в их семье говорить особенно не принято. («А то получается — на работе о работе и дома о ней же. Что у нас, других тем нет?»)

Как он относится к популярности? Да никак, потому что ее у него попросту нет. Ни в Москве, ни в Душанбе, ни в Риме на улицах его не останавливают и автограф не спрашивают. Пятиборье пока не очень популярно, и его лучших представителей в лицо не знают. Обидно. Ведь это очень мужской спорт. Очень трудный, требующий от спортсмена максимальной самоотдачи, высочайшего искусства, огромной воли и сил.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о женщине незаурядной и неоднозначной – Софье Алексеевне Романовой, о великом Николае Копернике, о жизни творчестве талантливого советского архитектора Каро Алабяна, о знаменитом режиссере о Френсисе Форде Копполе, продолжение иронического детектива Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Волшебный звук

Портрет солиста ленинградского Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, лауреата Государственной премии СССР, народного артиста РСФСР Юрия Марусина

Демагогия

Слова, не подкрепленные делом, полуправда, нежелание видеть истинное положение вещей, привычка делать только то, что прикажут... — вот с чем столкнулись молодые рабочие

Хочу понять

К ХХ съезду ВЛКСМ. Анализ назревших проблем