Альтернатива

Георгий Баженов| опубликовано в номере №1187, ноябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Не раз и не два пришлось мне разговаривать с директором училища о возникших перед педколлективом проблемах. Конечно, нигде, ни в одном учебном заведении не могут до конца научить сложнейшему искусству работы с учениками. И главным помощником здесь может быть только одно – любовь к детям. Там, где не хватает искренней и терпеливой любви, где она подменяется чем угодно – долгом, самолюбием, строгой дисциплиной или пустыми обещаниями, там не жди инициативы ребят. А ведь самое печальное, что постепенно произошло с ребятами, – вкрапление в их сердца равнодушия и к хорошему слову и к хорошему делу. Попробуйте теперь зажечь их идеей пойти в поход хотя бы на день, на два, вообще предложите им любое живое дело – тусклые глаза, равнодушные лица. Когда-то их вела за собой надежда жить полно и интересно (ведь новый этап в жизни – это всегда большая надежда), и они свято верили, что взрослым действительно есть до них дело, а теперь они твердо знают (они признавались мне в этом в разговоре с глазу на глаз), что взрослые пообещают тебе все что угодно, лишь бы добиться своего, а потом сделают вид, будто ничего никогда не обещали, да еще тебя же и обвинят во всех грехах.

Очень больно переживает директор училища, что ребята не смогли поехать по ленинским местам, хотя и заслужили это. И в искренность его чувства веришь, потому что душа его болеет главным – любовью к ученикам. И все-таки... обещание дано – обещание не выполнено. Нарушена главная этическая заповедь педагога: не обмани ученика. По крохам происходит становление личности, по крохам эта личность и разрушается. Если не первое, то второе. Иной альтернативы нет.

Так какие же сегодня перед нами ребята?

Скажу прямо: грустно что-то на них смотреть. Призывы призывами, справедливые слова справедливыми словами, а как-то не очень видишь по их глазам, что они верят в перемены в своей жизни. Да и письмо-то написано на авось – не верил автор, что кто-то может заинтересоваться их жизнью.

Впрочем, так ли уж ко всему равнодушны ребята? Оказывается, им дорого главное – то, что они все вместе, что они какой-никакой, а коллектив, и расставаться им не хочется.

Потому что друг другу они верят, знают друг друга, потому что даже в своей беде – жить жизнью, которая по-настоящему никого не волнует и не интересует, – они породнились.

Оказывается, вот что делает людей родными: взаимопонимание и доверие друг к другу, общность интересов, общность жизни.

А пока... Трудно ученикам. Трудно учителям.

А выход один – искать дорогу друг к другу. И очень хочется верить, что эта дорога уже мостится...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Обостренное чувство родины…»

Размышления о рукописи М. К. Луконина