Алексей Михайличенко

Сергей Микулик| опубликовано в номере №1478, декабрь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Такое в футболе редко, но случается. Еще два года назад мало кто слышал о лучшем футболисте страны нынешнего сезона. Алексей Михайличенко ходил в дублерах киевского «Динамо», и никаких, казалось, шансов пробиться в основной состав, сплошь состоящий из игроков сборной, у него не было. Ему шел уже 24-й год, и вечный дублер такого возраста вызывает не столько симпатию, сколько сочувствие.

Но Михайличенко в жалости, как выяснилось, не нуждался. Коренной киевлянин, он и в мыслях не мог допустить, что может не подойти родной команде. Раз он ее не устраивает, надо терпеть и учиться.

И когда после мирового первенства в Мексике «сборникам» понадобилась короткая передышка, Алексею представился тот шанс проявить себя, которого он так терпеливо ждал. Он вышел наконец-то на большое поле, и болельщики получили еще одну возможность убедиться в непредсказуемости спорта. Дублер начал действовать. Он не просто закрыл брешь — он усилил команду. И какую команду!

Первым тренером Алексея был Анатолий Федорович Бышовец. Один из самых ярких наших форвардов, блиставший на футбольных полях мира на стыке 60-х и 70-х годов, он взял в свою группу шустрого светловолосого паренька за неуемное желание трудиться на всем пространстве зеленого прямоугольника. Создавалось впечатление, что ему безразлично, на каком месте играть, лишь бы играть. За время матча мальчишка успевал и подстраховать своего голкипера, вынося мяч с линии собственных ворот, и поразить ворота соперника. Он жил футболом, не разделяя в игре работу на черновую и благородную. В пору футбольного детства Михайличенко так играл знаменитый голландец Круифф.

Можете себе представить, как мучился Алексей, надолго осев в резервном составе. Но при своем стремлении к широте игрового амплуа заменить был готов любого из именитых. И потому так органично вписался в итоге в основной состав. Обретение стабильного места в киевском «Динамо» дало ему пропуск в национальную сборную, а тренером олимпийской команды СССР стал к тому времени Бышовец. И вчерашний дублер засучил рукава, радуясь игре, вознаградившей его за преданность и долготерпение.

До обидного короток спортивный век. Но в его стремительности есть своя прелесть. Сегодня мы уже несказанно удивились бы, не окажись Михайличенко в составе первой или олимпийской сборной. Сегодня у него есть свои болельщики: мальчишки, раскрыв рот, глядят на его размашистую игру, и тренеры внушают им, что будущее за такими вот универсалами, умеющими на любом месте сыграть с максимальной пользой для команды. Сегодня он пожинает плоды триумфа.

Такого действительно никому не удавалось в долгой футбольной истории: в один год подняться на пьедестал Олимпиады и европейского первенства. Такое в принципе и предположить-то трудно — не может спортсмен дважды в сезоне выйти на пик формы. Спорт высших достижений рассчитан ныне с компьютерной точностью и отличаться в нем так часто немыслимо, непостижимо, нелогично.

Но он сумел. Хотя чувствовал себя после «серебряного» успеха первой сборной полностью опустошенным. Его вклад в это второе место на чемпионате Европы трудно переоценить. Соперники, как два года тому назад и мы с вами, мало что знали о Михайличенко и сурово поплатились за недостаток «развединформации», не сразу разобравшись, кто он — игрок обороны, полузащитник, нападающий?

Он — футболист. Игрок, включенный после турнира во все символические сборные континента. Но его ждала еще и другая сборная.

Едва ли кто осудил бы его, откажись Михайличенко участвовать в Олимпийских играх. На первенстве Европы он выложился полностью; где взять силы для нового штурма? Но он слишком долго был вне большой игры, чтобы отказаться от шанса вновь испытать себя по самому большому счету.

Как он играл, вы видели. Может ли играть еще лучше, покажет время. Хотя теперь ему, конечно же, будет сложнее: сегодня Алексея Михайличенко знает, без преувеличения, весь футбольный мир. Мир, в котором он так уверенно ниспровергает авторитеты, по-прежнему, как мальчишка, упиваясь игрой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого  российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о  Надежде фон Мекк   – женщине, видевшей смысл своего существования  в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Беспощадный блеск

Или несколько нервно об эстрадном мире