Твардовский продолжал служить ей до конца, постоянно находясь на переднем крае, служить, невзирая на личные невзгоды и потрясения, с которыми сталкивался на посту главреда «Нового мира». Он был назначен на столь ответственный пост в 1950-м и сумел поднять этот журнал до уровня пушкинско-некрасовского «Современника».
Причем, переселившись в редакционный кабинет на Пушкинской площади, Твардовский не перестал быть Поэтом с большой буквы. Вместе с не уходящей из его стихов памятью войны его творчество обрело еще большую философскую глубину, гражданский пафос, историзм. При этом оставалось доступным по языку и стилю читателям любого уровня образованности и культуры.
Такой явилась одна из поздних, вершинных поэм мастера – «За далью – даль». Ее свободное построение (путевой дневник в поезде «Москва- Владивосток») позволяло автору включать в текст поэмы разные темы и проблемы – от осуждения сталинизма до воспевания романтики мирного созидательного труда советских людей – и перебрасывать «рельсы памяти сердца» из дали детства, через военную годину, в сегодняшний день.
В послевоенных стихах автора «Теркина» нет сложной аллегоричности, возвышенных метафор, но именно в простоте и прозрачности строя его поэтической речи чувствуется острое эмоциональное напряжение, душевное переживание. Как в таких вот удивительных строках: «Я знаю, никакой моей вины / В том, что другие не пришли с войны. / В том, что они – кто старше, кто моложе, – остались там. / И не о том же речь, / Что я их мог, но не сумел сберечь,- / Речь не о том, но все же, все же, все же...»
Безусловно, самым значительным этапом истории журнала «Новый мир» были периоды с 1950-го по 1954-й и с 1958-го по 1970-й годы, когда во главе издания стоял выдающийся поэт и гражданин Александр Твардовский, отдававшийся этой многотрудной, изнурительной и чреватой гонениями работе-борьбе как к делу жизни. Именно поэтому под его руководством «Новый мир» продолжил лучшие традиции пушкинско-некрасовского «Современника» и «Отечественных записок» того же Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Журнал при Твардовском заполнил культурную нишу, которая образовалась в годы хрущевской «оттепели» после ХХ съезда партии, осудившего культ личности Сталина и «практику идеологического догматизма и начетничества». Редколлегия «Нового мира» была им фактически выпестована и подобрана человек к человеку как команда единомышленников; и в этом тоже заключалась особая сила журнала, его авторитет в широких читательских кругах и пробивная способность.
В 1970-м Твардовский вынужден был покинуть журнал в результате непрерывной травли со стороны «Главлита» и высоких партийных инстанций. Его боль и переживания в связи с этим вылились в инсульт. Кроме того, в больнице у него обнаружили рак легких, который и стал причиной смерти Твардовского.
Он вообще был человек горячий, страстный, человек порыва. Хорошо знавший его по совместной работе в редакции «Нового мира» видный литературовед, прозаик и мемуарист М.Лакшин вспоминал: «При мало-мальски близком знакомстве с ним легко открывалась его доверчивость. Да, при всей пронзительной остроте ума, он был человек по-детски доверчивый, потому что верил в справедливость и ждал ее от жизни».
И еще одна важная вещь. Завоевав поэтическим творчеством имя подлинно народного поэта, с которым вынуждены были считаться официальные круги, Александр Твардовский употребил все свое непререкаемое влияние главреда «Нового мира» на то, чтобы «открывать дорогу в литературе таланту, правде и совести», следуя завету великих предшественников. Причем, воспевая в стихах отчий дом, деревенскую околицу и свою бескрайнюю Страну Советов, он до самого своего смертного часа продолжал болеть в стихах за судьбы всего человечества.
В зрелости так не тревожат меня
Космоса дальние светы,
Как муравьиная злая возня
Маленькой нашей планеты…
В 7-м номере читайте о нашей первой женщине-дипломате Александре Коллонтай, об истории написания портрета баронессы Икскуль фон Гильденбант – одного из самых известных произведений Ильи Репина, о жизни известнейшего театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко, о наших замечаетельных мастерах – реставраторах Русского музея, о создании свадебного марша Мендельсона, о великом русском ученом и путешественнике Николае Николаевиче Миклухо-Маклае, новый детектив Елены Колчак «Смерть в замке» и многое другое.
29 июня 1964 года родился Сосо Павлиашвили
10 августа 1895 года родился Михаил Михайлович Зощенко
31 октября 1632 родился Ян ван дер Меер ван Делфт (Ян Вермеер)
16 мая 1910 года родилась Ольга Фёдоровна Берггольц