«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию – задача нравственного воспитания».
Из Отчетного доклада XXV съезду КПСС
Самым памятным событием последних лет, если хотите, нашей гордостью, для смены стало освоение параллельного роспуска вагонов. Еще недавно это казалось многим нереальным – разбирать столько составов. Сейчас, когда к такой работе попривыкли, порой приходится слышать:
– А чем тут, собственно, так уж гордиться? Была проведена реконструкция станции, построены новые объекты. Оборудование тоже новое. Да еще автоматики понаставили где только можно. Работай в свое удовольствие. Так любой заработает.
Но я-то помню другое.
Да, все это так – и реконструкция и автоматика. Еще можно прибавить ЭВМ, узловой вычислительный центр. Все это было. А легко не было.
Самые скромные прикидки до начала реконструкции, в каких темпах и масштабах теперь предстоит работать, действовали на многих попросту ошеломляюще. Причем на работников опытных, видавших виды.
Одни просто не могли себе такую работу представить. За сомнениями других явно проступало настороженное опасение: «А смогу ли?» Были и такие, кому новые возможности оказались в принципе не по душе.
Но вот закончилась реконструкция. Пришла пора не прикидывать, а вплотную приниматься за освоение новых мощностей. Сразу стало ясно: усилий любознательных одиночек тут недостаточно. Тут коллектив нужен. Самостоятельно никто в смене, к примеру, высокой скорости роспуска не добьется – ни дежурный по горке, ни машинист. А вот если выдерживать заданную скорость будет стремиться каждый – включая составителей, регулировщиков скорости, короче, всю смену, – тогда другое дело.
Наша смена, хотя и числилась тогда комсомольско-молодежной, от других ни возрастом, ни составом не отличалась. Так уж считалось: дело такое, что молодежь не потянет. Тут без опыта и строгости не обойдешься. Вроде бы и верно все. Но время тогда наступило – многие старые представления трещали по всем швам. А главное, чувствуем: единомышленники нужны. Заговорили об этом на одном комсомольском собрании, причем как-то так разом – хором, что называется. И поручили нам с Ирой Романовой, комсоргом, заняться комплектованием смены молодыми.
Мы, естественно, – к руководству станции, в отдел кадров. Особых восторгов и одобрений не встретили. Разговоры каждый раз складывались одни и те же.
– А зачем, собственно, и что это даст?
Объясняем. А сами видим, что не убеждаем.
– Ладно, – принимались растолковывать уже нам. – Станете вы по возрасту действительно комсомольско-молодежной сменой. Но у нас такие перемены, у опытных людей головы, случается, кругом идут. А что же тогда у вас будет твориться, если вы столько молодых сразу наберете?
Надо к этому прибавить, что довольно прохладно встретили нашу затею и многие опытные рабочие. В других сменах посмеивались: «Поперед батьки в пекло захотелось?» В нашей смене тоже ворчали недовольно: «Наберете зеленых – возись с ними. А работать кто будет?»
А мы все-таки держались своего.
Не знаю, насколько мы убедили, насколько переупрямили руководство, но молодых к нам стали направлять. Выпускников ПТУ, вчерашних школьников, тех, кто не прижился в других сменах. И именно наша, уже действительно комсомольско-молодежная, смена первой освоила новую технологию переработки вагоно-потока.
Почему именно она? Ведь опыта, умения больше было у других?
Представьте себе ситуацию. Опытный, все в своем хозяйстве знающий и умеющий маневровый диспетчер вдруг так вытаскивает состав в парк отправления, что «подрезает» все остальные пути. Хочешь – руками разводи, хочешь – за голову хватайся. И ведь обстановка позволяла сработать иначе. И все лишь потому, что действовал он машинально, как десятки, сотни раз до этого.
Освоение и нам далось нелегко, но у нас оно шло все-таки быстрее, чем у тех, кто оказался к работе по-новому внутренне не готов. Не говоря уже о тех, кто вынужден был работать по-новому через силу, не веря особенно в успех. А мы верили в него. Он был нужен нам.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.