Было у нас еще одно преимущество. Если хотите, незаслуженное. Многие ребята еще так неважно умели работать по-старому, что им в общем-то незачем было переучиваться. А ведь немало людей ситуацию, когда ты вчера умел все, а сегодня как бы новичок, воспринимают и переносят очень болезненно.
Признаться, было время, перегибал я тут палку: считал, что технический прогресс – это для молодых. Поэтому-то так упрямо и набирал их в смену. Не только поэтому, конечно, но что было, то было. Сейчас вижу: без опытных наших мастеров мы бы еще долго в новом оборудовании разбирались.
Ведь еще шел монтаж, а наш лучший дежурный по горке, коммунист Владимир Афанасьевич Ландышев уже изучал новую аппаратуру. На него. глядя и другие потянулись. Потом он же организовал несколько поездок на станции, где уже эксплуатировалась техника, подобная той, на которой предстояло работать нам. Рядом с Ландышевым первыми стали добиваться стабильных результатов бывшая телеграфистка Тамара Деревенец и вчерашняя школьница Марина Клименко. Да, собственно, каждого работника смены Ландышев чему-то научил – кого непосредственно делу, кого отношению к нему.
Теперь я убежден: не возраст – решающее обстоятельство. И не опыт, которым уже обладаешь. Сам человек. Его подход к работе. Его небоязнь переработать, перетрудиться. То есть все просто: хочешь или не хочешь? И если действительно хочешь, накопленный в прежние годы опыт только поможет.
И тут необходимо – сразу! – внести уточнение. Желание, напор, решимость, уверенность в успехе – вещи серьезные, случается, и решающие, но не всегда. Часто мало захотеть сделать, надо еще и уметь взяться за дело. Вот Ландышев сумел. Но бывает и по-другому.
Решили в нашем локомотивном депо сделать движение машинистов, водящих тяжеловесные поезда, массовым. Искусству – а это самое настоящее искусство – водить поезда повышенного веса и длины стали обучать буквально все бригады разом. Люди действительно загорелись, а потом остывать стали. Оказалось, учеба учебой, а на практике же все иначе. И сделать движение большегрузных поездов широким и повсеместным непросто. И одного желания машинистов тут недостаточно. Нужно сотрудничество с движенцами, работниками путевого и вагонного хозяйств. Об этом не подумали. Начались взаимные упреки. Одни говорят, что движенцы редко формируют большегрузные – поезда. Другие – что машинисты не очень-то стремятся их водить. Разное говорят. А важное дело застопорилось. И какое дело! Ведь увеличение среднего веса составов на всей сети дорог страны только на 100 тонн позволяет перевезти в год дополнительно около 140 миллионов тонн грузов. Вот ведь о чем, кивая друг на друга, забывать нельзя.
Хотелось, пробовали, да вот... То помешало, те не помогли, эти не пошли навстречу. Вот так, аргумент на аргумент, причина на причину, а там уже, глядишь, и отговорка на отговорку – возводится стена, которой человек отгораживается от дела, которое поначалу и хотел делать.
Поймите, я не за то, чтобы закрывать глаза на трудности, а за то, чтобы они не закрывали нам глаза на все остальное. И тогда видишь, что с ними надо бороться. Надо требовать, надо добиваться своего. Даже тогда, когда решение вопроса зависит не только от тебя.
Еще несколько месяцев назад наш узел был буквально забит задержанными вагонами. Что это за вагоны? Те, что поступили на узел без документов или с документами, неправильно оформленными. Для них отведен специальный путь, где они стоят, пока идут поиски документов. И они стоят. Иногда месяцами. Случается, оказываются среди них и вагоны, документация на которые поступила, да... затерялась в технической конторе. Некоторые операторы и знают об этом, но сидят тихо, делая вид, что им ничего не известно. Сами понимаете, искать эти документы можно долго. На эти же пути порой задвигают вагоны, получившие в дороге повреждения, – битые. Их перегружать следует, а их прячут с глаз долой. Стоят задержанные, а у заказчиков трещат сроки, горят планы. Все, конечно, понимали, что надо срочно разыскивать документы, перегружать битые вагоны. Понимали, что-то пытались делать, но лишь пытались. И так шло, пока задержанные вагоны не стали мешать работе всей станции. Вот тогда только и принялись за дело всерьез.
На постоянно действующем производственном совещании обсудили положение. Задержанными вагонами занялись не только операторы технических контор, бюро розыска, но и товарная контора, ее филиал, маневровые диспетчеры и дежурные по горке. Собственно, занялся этим делом весь коллектив станции. Число задержанных вагонов сразу пошло на убыль.
Но как-то особой гордости по поводу этого достижения никто не испытывал. Ведь до битвы с задержанными можно было просто не доводить. И это было действительно проще сделать. А вот поди ж ты! Почему же все-таки довели? Почему так долго никого не волновали расползающиеся по путям стада задержанных? Считали: пусть голова у тех болит, кому за них отвечать положено? Считали. В последнее время что-то вообще появилось много «узких специалистов», кого, кроме персональных обязанностей, ничто не волнует. Они из принципа ни о чем больше думать не желают. На мой взгляд, несимпатичный, непродуктивный принцип. К тому же, когда со стороны помощь требуется, о нем как бы забывают на время.
Была и еще причина. Уважительная ли, судите сами. Поговорите с любым железнодорожником, и он вам расскажет, как грузополучатели оставляют в вагонах огромное количество ценнейшей продукции, не утруждая себя добросовестной выгрузкой. Вокруг станций зачастую скапливаются горы угля, леса, других материалов, выброшенных после очистки подвижного состава. Не знаешь, куда это забытое добро девать. И понимаете, что происходит? Вдруг оказывается, что, глядя на лес, который заказчик не удосужился выгрузить, довольно легко, видя задержанный сверх всяких сроков вагон с таким же лесом, убедить себя, что ничего страшного не происходит. И наоборот, зная, сколько у тебя на путях скопилось задержанных, можно спокойно воспринимать горы пропадающего добра вокруг станции, – все мы грешны. Замкнутый круг.
Свои грехи заставляют с «пониманием» относиться к грехам чужим. Чужие – не переживать о своих. И выходит, уже не ты сам, а они выбрали тебе позицию в том или ином деле. А ведь это унизительно.
Вот почему я считаю: рвать такой круг надо. И начинать тут не с других следует, а с себя.
Второй год мы регулярно побеждаем в социалистическом соревновании. Радуемся победам, но... Ведь соревнуемся, по сути, только со сменой № 2, остальные привычно сзади. Как-то даже обидно за них. И помочь мы готовы: накопленный в смене опыт ни от кого не скрывается. И все же...
Не раз мы говорили об этом между собой, но так ни на чем и не остановились. А вот пришлось мне несколько раз выйти на работу в отстающих сменах – ситуация так складывалась, – вроде бы кое-что понял.
По-моему, многих в этих сменах тормозит инерция того, начального, периода реконструкции, неверия в дело. Уж слишком долго они выжидали. Даром такое не проходит. Вот многие до сих пор и воспринимают новую технологию словно по принуждению, как навязанную им. Равнодушно, без интереса. И дело на такой подход отвечает.
Но ведь и сейчас есть куда идти. То, чего мы добились, вовсе не предел. К тому же горка и дальше будет оснащаться новейшим оборудованием. Смогут ли те, кто пока отстает, догнать лучших или будут так же передвигаться следом? Не знаю. Знаю только, что выбирать им нужно сейчас. Потому что в жизни мы обычно оказываемся на позициях, заранее подготовленных. И чтобы действительно переменить позицию, надо, чтобы сначала перемены произошли внутри.
А для этого нужно уметь взглянуть на свое дело, не ограничиваясь рамками обязанностей. Ведь пассажиров, производственников, ожидающих срочный груз, интересуют не персональные достижения каждого из нас. Им важно не то, какую сумел развить скорость машинист на каком-то участке или как быстро пропустил какой-то диспетчер состав на станции. Им нужно, чтобы каждый поезд приходил вовремя.
Вот почему в условиях нашего соревнования после одного из собраний появился новый пункт, согласно которому нарушение графика пассажирского поезда разом перечеркивает все остальные достижения. Поверьте, пункт серьезный. Ведь премии мы получаем за переработку грузового вагонопотока. И находятся диспетчеры, которые к пассажирским поездам относятся как к чему-то только мешающему работать, то есть зарабатывать премиальные очки. К сожалению, вопрос с пассажирскими поездами то поднимется волной во весь рост, то такой же волной откатится, выпадет из поля зрения. Наш пункт в условиях соревнования позволяет это колыхание утихомирить.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.