Я уже в полузабытьи. Наклоняюсь, чтобы смочить губы, и меня потрясает с ног до головы сильный удар тока. Теряю сознание.
Не знаю, сколько прошло времени. Чувствую, что кто-то шевелит меня носком сапога, пытаясь определить, жив я или мертв. Потом чувствую укол в руку.
На меня выливают ведро воды. Время идет. Постепенно прихожу в себя... Я горжусь своей выдержкой.
Раннее утро. Кричит петух, возвещая приход зари. Рядом со мной стоит человек с лопатой и киркой. У других винтовки и автоматы.
— Если скажешь правду, сохранишь себе жизнь. Это у тебя последний шанс, — говорит мне Сильва Рейес и с трудом изображает подобие улыбки.
— Можете расстрелять меня, все равно я ничего не скажу, — отвечаю я с презрением.
Двое дюжих военных волокут меня по широким коридорам и бросают, как мешок, в «джип», стоящий во дворе. Страха нет. Смерть избавит меня от мучений.
«Джип» останавливается у леса. Сильва Рейес и его подручный Торрес жестом приказывают мне спуститься. Впервые подчиняюсь их приказу. Почти волоком меня тащат в заросли и ставят к дереву. Мне хочется хоть что-нибудь сказать перед смертью, но губы не двигаются. Спокойно жду залпа, но инстинкт самосохранения все же не дремлет: холодный пот выступает на лбу, в ногах ощущаю легкую дрожь. Гвардейцы целятся. Подходит Сильва Рейес.
— Все еще не хочешь говорить?.. У тебя остается мало времени.
Я молчу. Тогда он отходит и приказывает солдатам отвести меня подальше в чащу, чтобы залп не потревожил жителей домов, расположенных поблизости. Сцена эта повторяется несколько раз, но залпа так и нет.
Один из солдат, улучив удобный момент, шепчет мне на ухо:
— Вас не убьют. Им только нужно, чтобы вы сознались.
Я снова в «джипе», который мчится к тюрьме.
Спустя неделю я уже могу держаться на ногах. Один из тюремных санитаров сделал мне несколько уколов и дал снотворное, чтобы утолить боль и я мог забыться хоть на время целительным сном.
С трудом дотянувшись до заделанного решеткой оконца, я вижу, как проходят по улице дети, легко скользят женские ноги. Проносится автомобиль, поднимая тучи пыли. Уличный громкоговоритель доносит до меня мелодию народной песни:
«Если есть хоть одна страна
на всем континенте,
прекрасная и мужественная,
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.