О покушении на тов. Ленина
ЛЕТО 1918 года... Много тяжелых дней переживала Советская Россия. Но то время, о котором мы сейчас вспоминаем, было едва ли не самым тяжелым.
Со всех сторон наседали полчища объединившихся врагов, кровью и железом решивших покончить с ненавистной им рабоче-крестьянской республикой.
Немецкие войска кайзера Вильгельма докатились до Пскова, создавая угрозу Ленинграду (тогда - Петроград). На Украине властвовал гетман Скоропадский, окружив себя штыками немецких войск. На Дону и Кубани - царские генералы Краснов и Деникин. На севере, у Мурмана, высаживались английские войска. На Урале и Волге образовался длинный и грозный чехословацкий фронт. В руках белогвардейцев находились: Самара, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Симбирск. Пала уже и Казань.
Советская Красная армия только начала строиться в огне этой ожесточеннейшей гражданской войны: не было выучки, не было закалки. Но враг не ограничился внешними фронтами: внутри страны, в глубоком тылу, в центре - всюду действовали агенты международной буржуазии в полном единении с так называвшей себя «партией эсеров». Взрывы железнодорожных мостов, артиллерийских и продовольственных складов, поджоги, грабежи, - вот что дополняло черное дело белогвардейцев всех мастей.
В это - то время партия эсеров и решила пустить в ход террор против вождя мировой революции, т. Ленина, и других видных деятелей советской страны. Контрреволюционная роль эсеровских лидеров во всех этих неслыханных преступлениях против революции в достаточной степени выяснилась летом 1922 г. на процессе эсеров в Верховном Трибунале.
Убийством вождей они хотели убить революцию. Они не понимали, что трудовые массы советской страны навсегда покончили со старым строем и никогда не вернутся к нему.
20 ИЮНЯ выстрелом из - за угла убит т. Володарский. 30 августа, днем, в Ленинграде, пал от руки эсеровского убийцы т. Урицкий. В тот же день, вечером, отравленные пули эсеров тяжело ранили т. Ленина.
В Москве в то время еженедельно по пятницам на всех заводах и фабриках устраивались митинги, на которых виднейшие работники нашей партии и руководители советской работой выступали перед рабочими с докладами о международном положении, о положении на фронтах, о работе наркоматов и т. д.
Ленин часто выступал на таких собраниях, где рабочие с величайшей любовью слушали его простые, всем понятные речи и разъяснения.
Вот на одном из таких митингов эсеровские агенты и собирались убить т. Ленина.
Долго готовились к этому покушению. Известно, например, как организаторы этого убийства наметили рабочего Усова в исполнителя заговора. Рабочий этот был эсер, впоследствии он пролетарским чутьем своим понял, куда ведет его партия контр - революционеров. На судебном процессе эсеров рабочий Усов рассказывал, что организаторы покушения, уговаривая его стрелять в Ленина, говорили: «Убийца Ленина обязательно должен быть рабочий. Это произведет фурор и даст партии эсеров возможность выступить против коммунистической партии, называющей себя рабочей». И вот этот найденный было эсерами рабочий пришел однажды на такой митинг, где он должен был привести в исполнение подготовленный план убийства т. Ленина. Послушаем, что рабочий Усов сам говорит об этом:
«На митинг собралось, - рассказывал Усов, - около 2.000 рабочих. Еще до митинга я вступил в спор с рабочими по поводу учредительного собрания, но сторонников у меня не оказалось. Рабочие были за Советы».
«Ленина встретили, - говорит он, - восторженными криками и громом аплодисментов. Он говорил как раз об учредиловке. Я выслушал речь и ушел. Стрелять я не мог и не стал».
Таким образом, рабочий, хотя и по-эсеровски настроенный, не смог поднять руку против истинного вождя рабочих.
Ну, что же, пришлось эсерам отказаться от мысли найти рабочего - убийцу. Нашли других людей.
30 августа на заводе б. Михельсона, в Москве, в Замоскворецком районе, происходил очередной митинг, при громадном стечении рабочих. После речей нескольких ораторов вышел на трибуну т. Ленин, только что приехавший из Баумановского района, где он выступал с большой речью. Встреченный, как и всюду, несмолкаемыми овациями, т. Ленин произнес речь, выслушанную с напряженным вниманием.
Провожаемый бесконечными овациями, тов. Ленин пошел к выходу. Он шел, окруженный густой толпой рабочих и работниц. Тов. Ленин вышел уже из помещения на дворик, подошел к автомобилю. В это время раздался выстрел эсерки, некоей Каплан, другой, третий...
Владимир Ильич тяжело ранен...
Одна пуля, войдя над левой лопаткой, проникла в грудную полость и застряла в правой стороне шеи; другая пуля проникла в левое плечо, раздробила кость и застряла под кожей...
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
Из путевого дневника
Ленинград, фабрика «Красный Маяк»