К столетнему юбилею декабристов
1. Восстание 1825 года
ИСТОРИЯ России до 1825 года знает много случаев насильственной перемены правительства, но эти перемены сводились исключительно к свержению одного царя или императора и замене его другим. А новый император или императрица уже подбирали себе новых министров.
Такие дворцовые перевороты, конечно, не влекли за собой перемены государственного строя. Но русский народ всегда пытался освободиться от самовластия царей и их прислужников. Эти попытки выражались до 19 - го века в бунтах и восстаниях. Таковы бунты Болотникова, Разина, Булавина, Пугачева, за которыми пошли закрепощенные помещиками крестьяне, поднявшиеся против своих душителей. Все эти бунты и восстания были неорганизованным, стихийным стремлением освободиться от притеснителей и преимущественно носили характер слепых вспышек, выливавшихся в жестокую месть угнетателям.
Но сто лет тому назад, в декабре 1825 года, произошло первое в России массовое революционное выступление - восстание декабристов.
Будущие декабристы начали свою деятельность задолго до восстания 14 декабря 1825 года, от которого они получили свое название, а самым крупным проявлением роста освободительных идей в России до событий 1825 года было восстание Семеновского гвардейского полка в октябре 1820 года.
Внешним поводом к этому восстанию было жестокое обращение с солдатами полкового командира Шварца, специально назначенного в Семеновский полк, чтобы подтянуть его, чтобы выбить из голов его солдат и офицеров вольные мысли. Большинство из семеновских офицеров были членами тайных обществ, почти все они участвовали в восстаниях 1825 года. В своих ротах они отменили телесные наказания солдат, учили их, разбивали в них чувство собственного достоинства, будили их сознание. И солдаты - семеновцы были самыми развитыми во всей гвардии, их положению завидовали солдаты других полков. Когда же в их полк назначили Шварца, который физически и нравственно истязал их, ухудшил их материальное положение, - то весь полк восстал.
Правда, семеновцы вышли не с оружием в руках против своих угнетателей, а с протестом на устах, хотя среди них и разбрасывались воззвания, приглашавшие свергнуть тиранов - царя и его прихвостней.
Тем не менее, восстание Семеновского полка сильно взволновало правительство Александра первого и грозило ему большими осложнениями. Во многих столичных и провинциальных полках возникли волнения, причинившие хлопоты начальству. При этом среди солдат слышны были речи о необходимости замены самодержавия народным правлением.
Правительство жестоко расправилось с восставшими Семеновнами: всех офицеров наказали понижением в чинах, нескольких посадили в крепости и разжаловали в солдаты, а солдатам отсчитали на спинах тысячи палок. Многие умерли под этими ударами, остальных послали на Кавказ - в обстановку войны с горцами, полной тяжелых материальных лишений.
Но восстание Семеновского полка не прошло бесследно для развития революционных идей в России. Разосланные в армию офицеры и солдаты разнесли по всей России недовольство существующим строем и явились тем бродильным началом, на котором выросли восстания 1825 года.
Итак, революционные идеи в русском обществе развивались после войны 1812 года быстро, заговор офицеров углублялся и расширялся. Решено было устроить восстание весною 1826 года, убить царя, так или иначе лишить всю его семью свободы, захватить власть и учредить в России республику.
На севере действовало тогда умеренное по своим социально - пол этическим взглядам общество во главе с Рылеевым, Трубецким, Оболенским, Н. М. Муравьевым, Пущиным и др. На юге действовали заговорщики, более революционно - настроенные в политическом отношении и более решительные в своих социальных проектах, во главе с Пестелем. Муравьевым - Апостолом, Волконским, Бестужевым - Рюминым и др. К ним примыкали и были еще решительнее в своих революционных стремлениях Соединенные Славяне во главе с братьями Борисовыми, Горбачевским и др.
Восстание и государственный переворот были назначены заговорщиками на весну 1826 года, но неожиданная смерть Александра первого в ноябре 1825 года в отдаленном от столицы Таганроге ускорила развязку. Совпало это событие с официальным раскрытием заговора по доносу, после которого как раз в ноябре начались аресты главарей тайных обществ. Александр знал и раньше о существовании последних, но по разным причинам не хотел принимать решительных мер против них.
Когда в Петербург пришла весть о смерти царя, - правящие круги растерялись. С одной стороны, было известно, что так называемый законный наследник престола, второй брат умершего императора, цесаревич Константин Павлович, по требованию Александра, года за три до того отказался от своих прав на престол. С другой стороны - следующий по семейному положению семьи Романовых кандидат в цари Николай Павлович не мог занять престол, так как назначение его наследником не было проведено официальным порядком.
Наступило междуцарствие, кончившееся тем, что Николай назначил на 14 декабря новую присягу себе, как императору, в отмену недавней присяги Константину, как наследнику короны.
Северные заговорщики воспользовались создавшимся положением и решили выступить в Петербурге 14 декабря с попыткой захватить власть. Но они действовали очень робко, главное - не решались на пролитие крови. Трусивший вначале Николай осмелел, пустил в ход пушки и рассеял мятежные войска, выведенные заговорщиками - офицерами на площадь. Солдат - кого расстреляли, кого заколотили на смерть, кого послали на Кавказ - умирать в сражениях с горцами. Офицеров арестовали.
Южные заговорщики, узнав о неудаче северян, решили во главе с Муравьевым - Апостолом (Пестель был арестован по доносу еще до восстания в Петербурге) идти походом на Киев, Москву и Петербург, чтобы отбить арестованных товарищей и вырвать власть у царя. Недолог был их революционный поход: недалеко от Житомира Муравьева с его восставшими батальонами Черниговского полка разбил отряд «царских войск». С солдатами поступили так же, как в Петербурге, офицеров присоедини к северянам - бунтовщикам.
Николай нарядил над восставшими офицерами суд, который был наглой насмешкой над справедливостью и беспристрастием. Повесили пятерых заговорщиков (П. И. Пестеля, С. И. Муравьева - Апостола, М. П. Бестужева - Рюмина, К. Ф. Рылеева, П. Г. Каховского), сослали свыше ста человек в Сибирь и на Кавказ - в каторгу, на поселение и на войну с горцами, наказали еще несколько десятков человек понижением в чинах и увольнением от службы, и стал Николай царствовать в России с помощью кнута и палки.
Но еще декабрист М. С. Лунин сказал: «идеи на штыки не уловляются». Николай Павлович скоро мог убедиться в этом из целого ряда политических процессов, начавшихся непосредственно за делом декабристов и продолжавшихся во все время его царствования.
2. Декабристы в Сибири
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Декабрь пятого года