Большое значение для развития революционных идей в России имело пребывание декабристов на каторге, откуда шла волна протеста против насилия и гнета, откуда распространялись идеи свободы и народовластия. В этом отношении очень интересна литературная деятельность М. С. Лунина, который пересылал в Россию письма - памфлеты.
Вот записи из его дневника за 1836 - 1840 годы:
«Политические идеи в постепенном развитии своем имеют три вида. Сперва являются как отвлечение, и гнездятся в некоторых головах и книгах; потом становятся народною мыслью и переливаются в разговорах, наконец, делаются народным чувством, требуют непременного удовлетворения и, встречая сопротивление, разрешаются революциями.
Как человек, я только бедный ссыльный; как личность политическая - представитель известного строя, которого легче изгнать, чем опровергнуть.
Бич сарказма так же сечет, как и топор палача. Вообще права бывают трех родов: политические, гражданские и естественные. Первые не существуют в России, вторые уничтожены произволом, третьи - нарушены рабством».
Но самые интересные памфлеты Лунина, самые яркие в революционном смысле - это его так наз. письма к сестре. Вот что он сам заявлял о значении этих писем после того, как жандармы предприняли против него поход за эти письма - памфлеты:
«Письма из Сибири, по своему политическому содержанию, обратили на себя внимание правительства. Генерал - губернатор передал мне повеление не писать в течение года. Запрещение излагать свои мнения свидетельствуют о важности их и о той робости, которую вообще люди ощущают при первом взгляде на истину, пока не узнают и не полюбят ее.
Нападение разбойника вовсе не наносит бесчестия. Не во власти людей позорить нас, когда мы того не заслуживаем. Я был под виселицей и носил кандалы. И что же, разве я тем опозорен? Мои политические противники не того мнения. Они были вынуждены употребить силу, потому что не имели иного средства для опровержения моих мыслей об общественном улучшении.
Перейдем к самодержавию. Эта политическая форма имеет и свои выгоды, и неудобства. Не доказано еще, почему она свойственнее русским, чем другое политическое устройство, и всегда ли они одинаково будут ее предпочитать. Народы, которые нам предшествовали на поприще гражданственности, начали также с самодержавия и кончили тем, что заменили его конституционным правлением, более свойственным развитию их сил и успехам просвещения.
Народ мыслит, несмотря на свое глубокое молчание. Доказательством, что он мыслит, служат миллионы, тратимые с целью подслушивать мнения, которые мешают ему выразить.
Последнее желание мое в пустынях Сибирских, чтоб мысли мои, по мере истины, в них заключающейся, распространились и развивались в умах соотечественников».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.