1825 - 1925

С Я Штрайх| опубликовано в номере №44, декабрь 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

Большое значение для развития революционных идей в России имело пребывание декабристов на каторге, откуда шла волна протеста против насилия и гнета, откуда распространялись идеи свободы и народовластия. В этом отношении очень интересна литературная деятельность М. С. Лунина, который пересылал в Россию письма - памфлеты.

Вот записи из его дневника за 1836 - 1840 годы:

«Политические идеи в постепенном развитии своем имеют три вида. Сперва являются как отвлечение, и гнездятся в некоторых головах и книгах; потом становятся народною мыслью и переливаются в разговорах, наконец, делаются народным чувством, требуют непременного удовлетворения и, встречая сопротивление, разрешаются революциями.

Как человек, я только бедный ссыльный; как личность политическая - представитель известного строя, которого легче изгнать, чем опровергнуть.

Бич сарказма так же сечет, как и топор палача. Вообще права бывают трех родов: политические, гражданские и естественные. Первые не существуют в России, вторые уничтожены произволом, третьи - нарушены рабством».

Но самые интересные памфлеты Лунина, самые яркие в революционном смысле - это его так наз. письма к сестре. Вот что он сам заявлял о значении этих писем после того, как жандармы предприняли против него поход за эти письма - памфлеты:

«Письма из Сибири, по своему политическому содержанию, обратили на себя внимание правительства. Генерал - губернатор передал мне повеление не писать в течение года. Запрещение излагать свои мнения свидетельствуют о важности их и о той робости, которую вообще люди ощущают при первом взгляде на истину, пока не узнают и не полюбят ее.

Нападение разбойника вовсе не наносит бесчестия. Не во власти людей позорить нас, когда мы того не заслуживаем. Я был под виселицей и носил кандалы. И что же, разве я тем опозорен? Мои политические противники не того мнения. Они были вынуждены употребить силу, потому что не имели иного средства для опровержения моих мыслей об общественном улучшении.

Перейдем к самодержавию. Эта политическая форма имеет и свои выгоды, и неудобства. Не доказано еще, почему она свойственнее русским, чем другое политическое устройство, и всегда ли они одинаково будут ее предпочитать. Народы, которые нам предшествовали на поприще гражданственности, начали также с самодержавия и кончили тем, что заменили его конституционным правлением, более свойственным развитию их сил и успехам просвещения.

Народ мыслит, несмотря на свое глубокое молчание. Доказательством, что он мыслит, служат миллионы, тратимые с целью подслушивать мнения, которые мешают ему выразить.

Последнее желание мое в пустынях Сибирских, чтоб мысли мои, по мере истины, в них заключающейся, распространились и развивались в умах соотечественников».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены