г. Прага, 17. Х.60 г.
Сегодня уезжаю в Советский Союз в составе делегации Чехословацкого союза молодежи. Я очень рада: ведь у меня будет возможность увидеть своими глазами, как живет советская молодежь. Наша бригада с самого начала перенимала опыт комсомольцев депо Москва-Сортировочная.
Интересно, что принесут мне двенадцать дней пребывания в Советском Союзе?..»
Так начинается дневник Розалии Гуговой, бригадира швейной фабрики имени Вильяма Широкого в Тренчине, небольшом городе Восточной Словакии. Это ее бригаде одной из первых в Чехословацкой Социалистической Республике присвоено звание коллектива социалистического труда.
- Родилась я в 1932 году, в декабре, - рассказывает Розалия. - Жила в родной деревне до 1947 го. да. Потом отпросилась у родителей и уехала в город Тренчин учиться в швейном техникуме. Через три года, окончив техникум, поступила на швейную фабрику, где сейчас и работаю... - Роза улыбнулась. - Вот видите, биография короткая, рассказывать о себе больше нечего...
Разговор этот шел в поезде. Мы ехали в Калинин и Вышний Волочек. «На родину Гагановой», - говорили делегаты из Чехословакии.
Все были в радостном ожидании: впереди - поездки на заводы и комбинаты, знакомство с людьми, беседы с комсомольскими работниками и членами бригад коммунистического труда. Впереди была встреча и с Валентиной Гагановой, о которой так много думала Роза.
В дневнике Розы записано:
«... У нас, в Чехословацкой Социалистической Республике, большинство молодежи знает о Валентине Гагановой. Этой встречи я ждала с большим нетерпением. И вот она состоялась.
Больше всего в Валентине мне понравились ее скромность и простота. То, что читала и слышала о Гагановой, я увидела своими глазами.
С этого дня я буду переписываться с Валентиной, обмениваться опытом...»
Эта короткая запись таит в себе многое. И напряженность ожидания и удовлетворение от того, что человек, о котором ты так много и хорошо думал, оказался еще лучше.
... Мы сидели в одной из просторных, уютных комнат заводского клуба и ждали начала вечера - встречи с молодежью Вышнего Волочка. Гаганова вошла как-то незаметно. Просто вдруг оказалось, что она уже здесь - разговаривает, смеется, внимательно слушает. Роза, не отрываясь, смотрела на нее и спрашивала, спрашивала... А Гаганова тихо говорила:
- Я не думала, что это обойдет. всю страну... Не я, тан кто-нибудь другой сделал бы то же самое... Оборудование - одно дело, а люди - другое. Народ остается народом... Можно и надо добиться отличных показателей не только в работе. За работу мы деньги получаем, так что нужно получать их честно, но и в других областях нашей деятельности быть впереди...
- Говорят, у вас есть еще одна профессия? - спросил глава делегации Богумил Моутелик.
- Да. Я еще токарь, окончила ФЗО.
- Сколько вы зарабатывали до того, как перешли в отстающую бригаду?
- Восемьсот - девятьсот пятьдесят рублей.
- А на какую зарплату ушли?
- Шестьсот - семьсот... Но это в первые месяцы. А потом мы вырабатывали по тысяче и больше...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.