Представьте себе два пункта. Один называется «Наука», другой - «Производство». В первом снаряжают караван - «Прогресс». Его ждут с нетерпением на «Производстве».
Караваи идет к цели. Не всегда путь прям и укатан, как автострада. А караван идет. Медленнее или быстрее, но идет. Его ведут стойкие, мужественные, умелые люди, объединенные в бригады коммунистического труда.
О тех, кто, не боясь трудностей, ведет «Прогресс», мне и хочется рассказать.
Еще здорово греет ноябрьское солнце, вокруг - океан пушистых, словно снежных, комочков. Это хлопчатник - белое золото Узбекистана.
3170 тысяч тонн хлопка даст в этом году Узбекистан! Это в два с лишним раза больше, мам в довоенном, 1940 году. Вдумайтесь в эту цифру. За ней не только вдвое большее количество сырья для промышленности, не только «двое больше нарядных и модных ситцевых платьев. Это еще и техника, хлопкоуборочные машины, благодаря которым удалось достичь таких результатов.
Я стою на краю поля. Огромный ярко-голубой агрегат движется мимо. Это «ХВС-1,2» - лучшая в мире хлопкоуборочная машина. Не случайно американцы мечтают заполучить ее на свои поля. Им известно, что ХВС обладает большей производительностью, чем любая «американка», что машина не портит нераскрывшихся коробочек, что она проста и надежна. За день на ней можно убрать столько хлопка, сколько вручную едва соберут сто самых лучших, самых энергичных и трудолюбивых сборщиц: 20 тысяч килограммов!
В комитете комсомола «Ташсельмаша» я встретился с Гани Ходжаевым.
- Хотите писать о хлопкоуборочных машинах? Будет о чем рассказать. У нас есть новости: скоро мы освоим АНТХ
АНТХ. Эти буквы расшифровываются просто: Академия наук - «Ташсельмаш» - Хлопкоуборочная. Они - словно символ неразрывной связи науки и производства.
Новая машина, которая скоро появится на полях, будет даже совершеннее ХВС. Она превзойдет свою старшую сестру и по производительности и по качеству сбора. Но, что особенно замечательно, из одного и того же количества металла, при одинаковой затрате труда новых машин можно будет сделать в два раза больше, чем тех, которые выпускает завод сегодня. И еще: новый агрегат можно будет навесить на обычный трактор.
... Случилось это как раз накануне комсомольского собрания. На двери одного из цехов, что на самом краю заводского двора, появилась бумажная табличка: «Группа Института механики Академии наук УзССР». Теперь уже все знали, что работа над АНТХ вступила в решающий этап.
В тот самый день Борис Палацкий сказал ребятам:
- Если на собрании меня опять избирать будут, - попрошу самоотвод.
- Почему, Боря? Что случилось?
- В комитете и без меня справятся. А мне теперь надо в цех: готовят выпуск новой машины.
Палацкого на заводе знает каждый. Несколько лет подряд комсомольцы избирали его своим секретарем. Энергией и принципиальностью, деловитостью и работоспособностью он заслужил право быть вожаком заводских комсомольцев. Ребятам всегда хотелось походить на него и в работе, и в учебе, и в быту.
Борис говорил:
- Надо нам организовать особую бригаду - бригаду новой техники, которая бы помогла скорее выпустить АНГХ. И, наверное, не одну, а много.
Первую такую бригаду создал сам Борис. Это было в инструментальном цехе. Конечно, трудно: после кипучей комсомольской работы, после учебы в техникуме стоять за станком и тут быть первым.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.