– Тогда давай я тебе десять рейсов поставлю, – предложил прораб. – Да и по тоннажу подходит.
– Нет уж, ты пиши, как есть, – ответил Гасюков. Было видно, как этот торг ему неприятен.
Прораб закончил оформление путевого листа и накладной, посетовал:
– У каждой конторы – свои порядки. Кому два экземпляра накладных надо, кому – три. Запутаться можно. Вообще-то я обычно эти бумаги даю заполнять шоферам, сам только подписываю.
– К слову сказать, – вспомнили мы, – а тот самосвал сегодня сколько рейсов сделал?
– Три, как я и предполагал.
– А в путевке сколько отмечено?
– Как и обещал...
Как видите, все очень просто: росчерк пера – и нет двухчасового простоя, нет претензий к прорабу, обеспечен заработок шофера...
Бывают, правда, и принципиальные заказчики: сколько отработал шофер, столько и пишут в путевом листе. В результате все наказаны. Водитель заработает за смену всего рубля два, причинив тем самым материальный ущерб и себе, и своему автохозяйству. А заказчик на следующий день просто не получит машину: ее направят менее принципиальным клиентам. Потому и приписывают.
Получается вот такая круговая порука, когда «липа» выгодна всем. Припишет заказчик – будет иметь транспорт, а автохозяйство выполнит план.
Но попробуем разобраться, чем оборачивается эта выгода.
Заехали мы в тот день с Гасюковым и к соседям мелиораторов – в ПМК-31 треста «Совхозстрой». Строят они совхоз «Овощевод» – жилые дома, производственные объекты. Тема разговора с начальником мехколонны Анатолием Николаевичем Мельниковым была та же – приписки. Впрочем, начальник ПМК предложил вначале более дипломатичную формулу:
– Скажем так: сложился определенный уровень зарплаты шоферов. И мы его поддерживали. А в начале этого года решили покончить наконец с приписками. Дал распоряжение: ни при каких обстоятельствах не писать ни одного лишнего рейса.
– И что из этого вышло?
– То, что через две недели я лишился половины автотранспорта.
– ?..
– Автомобилисты обиделись: «Ты нам план срываешь!» – и перестали присылать нам машины. У них ведь много заявок от разных организаций. Лучше послать машину туда, где хорошо «пишут».
– Значит, без приписок работать трудно?
– Думаете, с приписками легче было? Ошибаетесь. Шофер знал, что его «не обидят», даже если он будет работать плохо. Иной раз исчезнет на полдня – не доищешься. И мы ничего – ни кирпич, ни другие материалы – не могли привезти вовремя и в нужном количестве. Стало быть, ничего не могли построить в срок, «Липу» писали, но дело-то от этого не продвигалось!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.