Когда снимали «Семнадцать мгновений весны», Татьяна Лиознова сначала хотела дать Копеляну небольшую роль, но в итоге отказалась от этой мысли и дала, по сути, роль главную – голоса Штирлица. «Работать с ним было настоящим наслаждением. Он приезжал и, хотя был только что с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в белоснежную рубашку, ни разу не изменил себе. Мы стали соратниками. Его голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит…» - вспоминала Лиознова.
Через год после выхода картины Копелян был удостоен звания Народный артист СССР. А в 1976 году за чтение авторского текста за кадром ему присудили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Но получить ее он уже не успел…
Ефим Захарович был женат дважды. Со своей первой женой, тоже актрисой, Татьяной Певцовой, он познакомился в середине 1930-х. Пара прожила в браке пять лет и рассталась незадолго до войны, в 1940 году.
Но уже вскоре артист женился вновь. Его избранницей стала юная – ей было всего 19 лет – актриса Людмила Макарова. Они поженились в мае 1941 года, перед самой войной. Несмотря на разницу в возрасте, супруги прожили вместе более 30 лет. Макарова впоследствии вспоминала: «Мы… дома никогда не были актером и актрисой - не вели творческие споры и дискуссии, не обсуждали роли друг друга. Конечно же, следили друг за другом, но издали, ненавязчиво. Я улавливала тончайшие нюансы его настроения - видела, например, что он смущается. Никто не замечал, а я понимала: что-то его здесь задело! В нашей жизни вообще не было ничего театрального или показного. Так, Фима никогда не проявлял ко мне нежности на людях, был очень застенчивым. Когда я была беременной, стеснялся ходить со мной рядом, говорил: «Я чувствую себя быком-осеменителем!» Муж во всем умел находить смешное, и это нам очень облегчало жизнь».
Несмотря на свою сдержанность, Ефим Захарович был обаятелен и умел ладить с людьми. И хотя его обожали поклонницы, он никогда не давал жене повода для ревности и всегда был верен семье. «С годами Фима становился все красивее и красивее - как говорят в народе, заматерел. Ему очень шла седина. Конечно, кино не могло пройти мимо такого мужчины. Ему стали предлагать роли купцов, промышленников, помещиков и других значительных личностей», - говорила Людмила Макарова.
В 1948 году у пары родился сын Кирилл, тоже ставший актером. Судьба его во многом трагична: когда его карьера находилась на пике, произошел несчастный случай, его сильно избили на улице, и он долго находился в коме. После частичного выздоровления остался инвалидом, по этой причине не смог завести семью и детей. Он умер в возрасте всего 57 лет.
Поскольку сам Ефим Захарович приобрел известность уже после 40 лет, то соглашался на все предложения, считал, что пока предлагают – надо соглашаться. Он сам говорил: «Я до сорока лет в театре за кулисами в домино играл и никому не был нужен. Отдыхал. А теперь наверстываю упущенное». На съемки он часто ездил из Ленинграда в Москву ночным поездом. Из-за этого здоровье артиста стало слабеть, у него начались проблемы с сердцем.
После первого инфаркта он выкарабкался, более-менее восстановился и вернулся как на сцену, так и на съемочную площадку. А вот от второго уже не смог оправиться.
Накануне премьеры спектакля «Три мешка сорной пшеницы» в БДТ актер почувствовал себя плохо и попал в больницу. Людмила Макарова просила мужа оставить работу, но он говорил: «Пока во мне нуждаются, буду играть». Но согласился отправиться в санаторий в Мельничном Ручье, чтобы немного поправить здоровье. 6 марта ему стало плохо, но, к сожалению, из-за праздника в санатории было мало врачей, и помочь ему не смогли.
Людмила навещала его в этот день, заметила, что он неважно выглядит. Она стала уговаривать мужа вернуться в Ленинград, но тот отмахнулся: «До конца лечения немножко осталось, я доживу здесь, сейчас пообедаю, отдохну». Она уехала домой, а, когда добралась, у своего подъезда увидела почти всю труппу БДТ. «Я глянула на Стржельчика. Он стоял молча, весь какой-то… И я все поняла…» - вспоминала Макарова.
В Ленинграде Ефим Захарович жил в доме № 47 по улице Бассейной, ставшей известной благодаря Маршаку. Копелян однажды пошутил: «Вы, Самуил Яковлевич, не правы. Рассеянных на своей улице я не встречал. Может, это вы про меня написали, когда мне 95 стукнет?» Но актер дожил, к сожалению, только до 62 лет.
Одной из последних его ролей в кино стал Кафтанов в «Вечном зове». Владимир Краснопольский, один из режиссеров картины, вспоминал о Ефиме Захаровиче: «Это был человек, который всегда улыбался. У него была какая-то совершенно магическая улыбка – в усы. И добрейшие глаза, светившиеся дружелюбием, они будто озаряли все вокруг. Создавалось впечатление, что даже стоявшие на площадке осветительные приборы начинали гореть ярче – с ним к нам приходила радость творчества… В то время в кино существовала традиция: негативного героя – белогвардейца или кулака – обязательно должен играть очень неприятный человек с отталкивающей внешностью. Мы на роли кулаков приглашали интересных, в том числе и внешне, актеров. Исходили из того, что это люди не только со своей биографией, порой трагической, но и собственной философией – они боролись за то, что считали правильным. И Кафтанов был именно таким героем, поэтому кандидатуру Копеляна пришлось отстаивать».
Когда Георгий Товстоногов узнал о смерти артиста, он сказал: «Из театра ушла совесть…»
Похоронили Ефима Захаровича Копеляна на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. В 2012 году, к столетию артиста, были выпущены почтовые марки с его изображением.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Новейшие технологии российских ученых