В боннском государстве возник очередной скандал. Его виновниками оказались мальчишки. У мальчишек были каникулы, и они поехали из душного большого города в Люнебургскую степь, где так много воздуха и солнца Но мальчишки не стали ловить рыбу и играть в «индейцев». В Люнебургской степи давно уже лязгают гусеницами танки бундесвера, а в высоком небе с ревом пролетают военные самолеты. В конце концов мальчишкам это интересно, и, когда пограничники пригласили их пожить в гарнизоне, они не отказались.
На них напялили солдатские мундиры, нахлобучили каски. Они тряслись на вездеходах по полигону, тащили, обливаясь потом, на плечах пулеметы и стреляли из карабинов по деревянным мишеням. Об этом узнали журналисты из «Штерна»; они предложили ребятам написать сочинения о самом интересном дне их летних каникул.
И вот что они написали.
Ганс-Иохим Ш. «Я попросил дать мне пулемет. Инструктор объяснил нам его устройство и вручил пулемет мне. Я вдруг почувствовал себя другим человеком: такая сила заключалась в оружии. С ним я бы мог, если нужно, завоевать всю Россию».
Михаэль Д. «Каждому из нас дали по карабину. Сидя на вездеходе с оружием, я почувствовал такой прилив сил, что, кажется, мог бы сражаться против целого гарнизона русских».
«Я вернул оружие с горечью в сердце», - писал третий школьник.
«Штерн» опубликовал эти сочинения и снимки подростков, и в боннском государстве разразился очередной скандал. Бригадный генерал Ноффке, командующий пограничными войсками в северной части страны, заявил, что «Штерн» подтасовал факты. В свою очередь, главный редактор журнала подал в суд жалобу на Ноффке, обвиняя генерала, который оказался к тому же военным преступником, в клевете. Федеральный канцлер одобрил действия офицеров-пограничников, дрессирующих юнцов для «дранг нах остен» (похода на Восток, - Ред.], а в органы печати посыпались письма возмущенных матерей.
Случай в Люнебурге стал тем зеркалом, в котором целиком отразилась боннская система оболванивания подрастающего поколения, показались лица тех, кто сеет милитаристский дурман в умах молодых людей, отравляет их ядом антикоммунизма и человеконенавистничества.
Чему научит Ганса-Иохима Ш, и Михаэля Д... писавших сочинения о «люнебург-ских каникулах», бывший офицер вермахта и теперешний учитель обществоведения, до сих пор считающий, что национал-социализм был далеко не худшей формой правления и принес немецкому отечеству уйму благ! А что узнают они на уроках новейшей истории! Офицеры, маршировавшие по степям Украины, расскажут им, что вторую мировую войну спровоцировали Советы, что Гитлер дал всем немцам работу и построил прекрасные автострады. В учебнике географии они найдут карты, на которых Германия изображена в границах 1937 года, а от учителя узнают, что нынешние границы недействительны. В «Бильд-цай-тунг», которую молча отложат в сторону отцы, они прочтут об осквернении могил жертв фашизма, увидят свастику на стенах синагоги и приветствие «Зиг хайль!». По радио они услышат речь канцлера, министра или деятеля оппозиционной партии, проклинающих коммунизм, а в кино увидят американских «джи-ай», пикирующих на села Вьетнама и забрасывающих детей гранатами.
Случай в Люнебурге оказался не единичным. В дивизионе ракетной артиллерии, расквартированном под Везелем. гостили десять юных «следопытов» из Дин-слакена и даже вели огонь по учебным танкам. Несколько 16-летних школьников из Ольденбурга прошли во время каникул «курс наук» в учебной роте бундесвера в Путлосе, а военный министр фон Хассель одобрил такое мероприятие.
Дело, конечно, не в том, что ребята жили в казармах, совершали марш-броски стреляли из карабинов. В стране, которую безуспешно пытались завоевать их наставники, за оружие брались не только взрослые, но и мальчишки. Со слезами на глазах они просили неумолимых военкомов послать их на фронт, уходили в подполье и к партизанам, пускали под откос эшелоны, взрывали склады с боеприпасами и казармы оккупантов. И сегодня их сверстники, голенастые мальчишки и хрупкие девчонки, подносят бойцам патроны во Вьетнаме, ходят в разведку в Анголе и Мозамбике, выводят карателей на партизанские засады в предгорьях Кордильер. Вместе с отцами и старшими братьями они защищают свой дом от чужеземных захватчиков Магнатам с берегов Рейна и Рура, господину фон Хасселю и неуемным гитлеровским экс-генералам мальчишки нужны для других целей, им на руку детское упоение от обладания оружием и горечь в сердце при расставании с ним. Детей научили тому, что «враг угрожает с Востока» и «коммунисты хотят поработить весь мир». Они должны верить в то, что совесть - химера, что Освенцима не было, а состоялся смелый научный эксперимент, что хорошая война подобна симфонии, как только что писал журнал «Веркунде».
Кому и зачем нужны такие мальчишки! Ответ может быть только один. Агрессору и для агрессии. Об этом говорят сегодня с тревогой даже тс, кого ни в коем случае нельзя заподозрить в симпатиях к коммунизму. В августовском номере журнала «Блеттер фюр дейче унд интернационале политик» крупный западногерманский фабрикант, миллионер и депутат бундестага Освальд Кохут писал: «Многие годы нам размалевывают угрозу коммунизма. Мне думается, однако, что у коммунистических стран совсем иные заботы, нежели нападать на ФРГ. Не иначе ли вообще обстоит дело! Разве мы не угрожаем восточным соседям, поскольку наше правительство претендует на границы 1937 года и тем самым выдвигает неограниченные территориальные требования Востоку! Разве наши соседи не должны испытывать опасений, когда они слышат, какие всеобьемлющие приготовления происходят в ФРГ на основе чрезвычайных законов!»
Снова трубят антикоммунистический поход те, кто в свое время науськивал Гитлера на Россию, а между Эльбой и Рейном к этому походу уже готовят даже неоперившихся юнцов. Об этом говорят фотографии в «Штерне». Они обошли весь мир. И потрясли весь мир.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.