Мы прожили 1973 год и начали новый. Минувший был рабочим годом, годом больших дел, большого творческого накала, массового трудового героизма, именно таким он и останется в нашей памяти - годом, одетым в рабочую спецовку. Впрочем, за мою бытность в комсомоле легких лет я не припомню, каждый прожитый год был наполнен упорной борьбой за повышение боеготовности и знаменателен чем - то своим. Комсомолия армии прожила этот год одними мыслями, одними заботами с молодежью нашей страны, решая задачи, свойственные нашим Вооруженным Силам, решая их с тем же огромным энтузиазмом, что и вся страна. В этом сказывалась великая духовная связь армии и народа, о которой месяц назад говорил в «Смене» Главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии И. Г. Павловский.
И если рабочие, интеллигенция, колхозники боролись за упрочение могущества нашей Родины, за ее социальный и культурный прогресс, то воины Вооруженных Сил, армейская комсомолия делали все от них зависящее, чтобы еще более укрепить обороноспособность страны, успешно решить задачи, поставленные перед комсомолом Советской Армии и Флота XXIV съездом КПСС и XVI съездом ВЛКСМ.
Накануне очередного комсомольского форума, когда невольно каждый из тех, кто носит на груди билет члена ВЛКСМ, оценивает свой вклад в общую работу, мне захотелось рассказать о нашей мотострелковой части. Делаю я это не потому, что уверен в безусловной полезности нашего опыта в оказании помощи командирам по организации армейского социалистического соревнования. Пусть это будет просто деловой разговор о нашей работе, проблемах, с которыми нам приходится сталкиваться. Разговор этот, на мой взгляд, особенно необходим сейчас, накануне предстоящего в марте V Всеармейского совещания секретарей комсомольских организаций.
Итак, о годе минувшем. Забегая вперед, скажу, что наши успехи были следствием не только большой работы командования, партийной и комсомольской организаций, но и продиктованы давними традициями части, ее славной историей, пропаганда которых во многом облегчала нашу работу. Это была необходимая и естественная дань памяти героев войны, положивших начало военной славе мотострелковой части. Вкратце ее история такова.
Сформированная еще до войны, часть сражалась на Северном Кавказе, штурмовала знаменитую «Голубую линию». В 1943 году за умелые действия в боях на Тамани ей присваивается звание гвардейской, а через некоторое время она участвует в освобождении Севастополя. Затем гвардейцев перебрасывают на Дуклинский перевал. И там они умножают свою боевую славу, метр за метром отбивая у гитлеровцев братскую словацкую землю. На Пукле четыре воина стали Героями Советского Союза, двое из них - посмертно.
У нас есть аллея Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов «Славы», сражавшихся под нашим гвардейским знаменем. Их семь.
В самое напряженное время на полигонах и в учебных классах мы напоминали' воинам о героическом прошлом их предшественников, призывали равняться по ним. Ибо это та самая память, которая не должна оставаться просто исторической реликвией, это воинствующая память, память, зовущая к действию. Поэтому каждый комсомолец начинает службу в части с изучения ее истории. Он узнает не только сущность подвига героев части, но их путь к подвигу, их жизнь, что, на наш взгляд, не менее важно. Эта постоянная соприкосновенность, соизмерения нынешнего и прошлого, подвига будней с ратными подвигами укрепляют в комсомольцах веру в значимость их дел, помогают им оценивать себя глазами их предшественников. Воспитывая в воинах высокий моральный дух, мы тем самым создаем прочный фундамент, который способен выдержать величайшие нагрузки.
Советской Армии всегда были свойственны свои формы социалистического соревнования, выражавшие ее основное назначение. В минувшем году наша часть поддержала почин моряков - североморцев «Отлично знать, содержать и мастерски владеть боевой техникой и оружием». Этот девиз стал формулой жизни тысяч воинов - комсомольцев в третьем, решающем году пятилетки. Взяв его за основу, каждое подразделение избрало соответствующие его боевым задачам конкретные цели соцсоревнования, сделав акцент на том, что играет решающую роль в повышении его боеспособности. Такое дифференцирование важно, так как соревнование более действенно и эффективно, если соревнуются воины родственных специальностей, задачи и нормативы которых не имеют существенных различий.
Основное направление работы комсомольской организации было подсказано самим девизом соревнования - техника. Владение ею играет в современной армии решающую роль. Успешное проведение соревнования во многом зависит от личного примера, заинтересованности комсомольских активистов, и поэтому, прежде чем принять повышенные соцобязательства, комитет ВЛКСМ части собрал комсомольских вожаков на совет; речь шла о возможных резервах, которые следовало использовать в соревновании. Здесь я хотел бы сделать небольшое отступление.
Мне не раз приходилось спорить с людьми, которые ставили под сомнение наличие так называемых резервов в наши дни, когда хронометраж и строгие методики предопределяют многое, если не все. С этим согласиться нельзя. Попробую доказать свою мысль на примере.
Допустим, что на 10 выстрелов отличным результатом считается 5 попаданий в цель. Но вот воины роты решили овладеть своей техникой настолько, чтобы на каждые 10 выстрелов было 8 попаданий. Добились они этого благодаря неустанным тренировкам. Но они знают, что и это для них не предел, продолжают тренироваться, используя новейшие методики, и еще более повышают результаты. Значит, резервы заложены в самих людях, в их мастерстве. Поэтому на совещании комсомольских активистов части было решено повысить уровень теоретических и практических занятий комсомольцев, разработать планы дополнительной технической учебы. Большинство комсомольцев, посоветовавшись с командирами и политработниками, предложили избрать, как наиболее эффективную, форму технических конференций, кружков и викторин.
После завершения зимнего периода учебы в клубе части состоялась конференция «Особенности эксплуатации гусеничной и колесной боевой техники в зимних условиях горно - лесистой местности». Незадолго до этого прошли зимние тактические учения, во время которых подразделения совершили трудный многокилометровый марш по горным обледенелым перевалам и бездорожью. В целом поставленная перед воинами задача была выполнена, но не все водители провели свои машины по маршруту без происшествий. Преодолеть глубокий снег, крутые подъемы и спуски на тяжелых машинах, не выбиваясь из графика, оказалось под силу лишь опытным водителям. Вот они - то и стали докладчиками на конференции. Комитет ВЛКСМ лишь помог им подготовить выступления, повести разговор о главном - мастерстве.
Интересным был рассказ водителя ефрейтора И. Капусты, который шел почти все время в голове колонны и ни разу не останавливал свою боевую машину для ремонта. Когда после многочасового снегопада, вынудившего двигаться почти на ощупь, ему предложили переместиться в середину колонны, комсомолец отказался. Он был уверен в себе и в возможностях своей машины.
Результаты технической конференции, организованной по инициативе комитета комсомола, сказались во время следующего марша. Воины вели машины, как учил их опыт старших товарищей.
Подобную конференцию, но уже посвященную вождению и эксплуатации техники в летних условиях, мы провели через несколько месяцев. Характерно, что в период летних учений отличные результаты показали не только старослужащие, но и молодые воины.
Другая не менее эффективная форма учебы - технические кружки, действующие в каждом подразделении. Их возглавляют опытные офицеры и прапорщики. На занятиях в специальных классах, оборудованных макетами и аппаратурой, воины детально разбирают сложные технические вопросы и, несмотря на то, что посещение кружков свободное, в часы их работы в классах собираются почти все воины подразделений. Программа занятий кружков составляется самими воинами и подчас включает в себя вопросы, выходящие за рамки обязательных.
Все формы занятий контролировались комитетом комсомола части, ротными и батальонными бюро. Однако мы считали, что массовая техническая учеба ни в коем случае не должна заслонять от комитета индивидуальную работу воинов над собой. В особенности это касается солдат первого года службы. Несмотря на допризывную подготовку, многие из них имеют приблизительное представление о воинской службе. И потому закономерны те огромные внутренние изменения, происходящие в ребятах, еще месяц назад без всяких хлопот щеголявших по парку с транзисторами, а теперь попавших в воинский коллектив, который живет по своим строгим законам и меряет людей своей мерой. В один строй становятся бывшие студенты и десятиклассники, заводская молодежь и колхозники. Среди них немало ребят, избалованных родителями, эгоистичных. Из них надо спаять воинский коллектив, способный решать самые сложные тактические задачи, словом, превратить их в солдат. Сделать это одному командиру очень трудно. Помочь ему обязаны комсомольцы, воины более опытные. Такая персональная опека не должна задевать самолюбие молодых солдат, но и не должна давать им повод думать, что жизнь в воинском коллективе освобождает их от личной ответственности.
В нашей части, как и во многих других, существует давняя традиция: старослужащие воины берут шефство над новичками. Они помогают молодежи не только осваивать аппаратуру и технику, обращаться с оружием, но и вживаться в военный порядок, воспитывать в себе стойкость, дисциплинированность, чувство коллективизма, учат их творчески оценивать свои возможности. Благодаря помощи опытных воинов молодые солдаты части, взявшие обязательство стать классными специалистами, сдать огневую, тактическую и политическую подготовку на «отлично», сдержали слово. В течение всего учебного года комитет ВЛКСМ части внимательно следил за тем, как выполняются личные обязательства. Мы не стеснялись, например, спрашивать на комитете у комсомольцев: чем ты обогатил себя за неделю, что нового узнал, какую оценку ставишь сам себе! Комсомольские вожаки лично проверяли подготовку каждого воина перед учениями и стрельбами. Подметив, что кто - то из воинов недостаточно четко выполняет одну из боевых операций или отстает в огневой подготовке, групорг или секретарь бюро ВЛКСМ поручал кому - нибудь из отличников заняться с отстающими.
Особенно хорошо был поставлен комсомольский контроль за ходом социалистического соревнования в мотострелковом подразделении, где бюро ВЛКСМ возглавляет старший сержант Александр Лапин. Кроме регулярных плановых заседаний, в практике работы бюро есть и такая форма: выехало подразделение на полигон - после командирского разбора итогов стрельб обязательно состоится отдельный разговор среди комсомольцев на эту же тему, так сказать, по горячим следам.
Однажды членов бюро роты насторожили довольно средние результаты огневой подготовки во взводе, который прежде считался лучшим в подразделении. Кто - то сказал: «Не повезло ребятам, бывает». Можно было бы умолчать об этом, тем более что стрельбы не зачетные. На бюро решили иначе: не повезло на тренировочных стрельбах, значит, может «не повезти» и в боевой обстановке. После серьезного разговора на бюро групорг взвода, показавшего средние результаты, сержант Николай Беленков признал, что последнее время во взводе недостаточно занимались с молодежью, некоторым солдатам не хватает практических навыков. Разбираясь в причинах этого срыва, активисты пришли к выводу, что результаты последних стрельб - не досадная случайность, а следствие самоуверенности. Это настроение передалось и молодым воинам. К чести сержантов взвода и групорга сержанта Н. Беленкова, они признали критику в свой адрес правильной и постарались сделать все, чтобы вернуть себе вымпел «лучшему взводу».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть
Ласло Папп, заместитель постоянного представителя Венгерской Народной Республики в Совете Экономической Взаимопомощи, отвечает на вопросы корреспондента «Смены»