БАМ строит вся страна

опубликовано в номере №1141, декабрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Полпреды МАЗа

Вот что решила комсомольско-молодежная смена главного конвейера Минского автомобильного завода: «Учитывая важное народнохозяйственное значение строящейся магистрали, собрать сто Мазов сверх плана. Собрать качественно и досрочно. Обратиться и молодежи завода с призывом «БАМу - 100 сверхплановых комсомольских машин».

Шефство автозаводцев над заказом для первостроителей магистрали века родилось в бригаде водителей-испытателей Леонида Тухто.

В прошлом году производительность труда комсомольско-молодежного коллектива повысилась вдвое, а трудоемкость снизилась почти на 5 процентов. Бригада выполнила пятилетку 29 октября 1973 года и сейчас работает в счет 1976 года. Познакомимся с водителями-испытателями.

Василий Войнилович уже 10 лет на заводе. Трудолюбив, настойчив, специалист, что называется, высшего класса. Александр Фурс за добросовестный труд в прошлом году награжден Грамотой Верховного Совета БССР. Кавалер золотого знака ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки» Николай Моисеенко считается опытным наставником молодежи. Двенадцать ребят обучил он своему делу. Петр Осипенок, как и все члены бригады, ударник коммунистического труда, учится в заочной средней школе и в школе мастеров. Александр Михайлов, пришедший на завод сразу после школы, считает, что напряженный встречный план на четвертый год пятилетки помогает еще больше сплотить коллектив, выявить возможности каждого. Бригадир Леонид Тухто - партгрупорг. Он организован, выдержан, строг, принципиален. И орден Трудового Красного Знамени, считают, получил нан за умение руководить людьми, так и за рабочее мастерство. Леонид - студент-вечерник философского отделения Белорусского государственного университета.

Испытатели в совершенстве владеют каждой операцией на сборочном конвейере. Их девиз «План - закон, выполнение - долг, перевыполнение - честь» стал повседневной программой, а экономическая обоснованность всех планов и трезвый расчет своих сил и возможностей - методом работы.

Главная сила бригады в том, что она не одна. Дела испытателей подхватывают другие, развивают, продолжают. Когда на главном конвейере шло комсомольское собрание по обсуждению почина бригады Леонида Тухто, член ЦК ЛКСМ Белоруссии Николай Леус сказал: «Я бы хотел, чтобы сверхплановые МАЗы были обкатаны лучшими ребятами из комсомольско-молодежных бригад. Чтобы наши машины на трассу ушли с особой отметкой в паспортах. И еще одно: хорошо бы послать строителям магистрали письмо с просьбой вручить наши автомобили лучшим водителям».

И вот с железнодорожной станции Автозаводская отправился состав с первой партией автомобилей, на которых рядом с пятиугольником «Знак качества» поблескивала табличка: «БАМу - от комсомольцев МАЗа».

Комсомольское шефство над строительством Байкало-Амурсной магистрали продолжается. В него включились все цеха предприятия. Оно рождает новые сверхплановые автомобили для магистрали мужества, на которой трудятся и «мазовские» полпреды, первые посланцы Минского автомобильного. Среди них Семен Генчин, Леонид Тамарин, Анатолий Можейко, Александр Зеленевский. Трасса дружбы - МАЗ - БАМ - действует!

Анатолий Бутевич, инструктор ЦК ЛКСМ Белоруссии

Автограф на тракторе

Когда Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев призвал комсомольцев взять шефство над сооружением Байкало-Амурской магистрали, то уральцы восприняли это как свое кровное дело. На строительство уже уехали сотни посланцев Южного Урала. Но строить магистраль века можно и не покидая цехов своих заводов. Один молодой сталевар верно заметил: «БАМ начинается на Урале». И действительно, многие наши предприятия получили почетные заказы.

В комитете комсомола Челябинского тракторостроительного объединения о заказе БАМа узнали сразу: на трассу необходимо уже в этом году поставить 110 тракторов. Из них четыре трактора-богатыря ДЭТ-250. И на комсомольских собраниях ребята решили: «Заказ выполним досрочно и качественно». На сборочный конвейер пошли детали и узлы тракторов. Их особенность - повышенная надежность. Сборка началась с конвейера трансмиссии. Здесь на каждой раме трактора ребята написали: «ЧТЗ - БАМу». Кое-кто рядышком даже «увековечил» свои фамилии. Контрольный мастер Михаил Иванович Вавилов ходил вдоль конвейера и ворчал: «Что за баловство! Немедленно убрать!» Но в голосе ветерана не было суровости: «Не полагается, ребята! Что получится, если мы все начнем автографы ставить. Не трактор будет - музейная реликвия...»

Подумали и на каждом тракторе решили установить красный флажок. Чтобы в цехе бамовскую машину было видно. Так трактор и двигался по технологической цепочке, пока не вышел из ворот цеха с лозунгом: «Принимай, БАМ, тракторы ЧТЗ!».

Тракторы для БАМа были собраны в рекордное время. Судите сами. Владимир Саенко за четыре часа выполнил сменную норму на обкатке мостов. Не отставали от Владимира и его друзья. Вот они, лучшие из лучших: Юрий Худяков, Николай Медведев, Викентий Избышев, Василий Никелин, слесари-сборщики Николай Канаков, Леонард Валченев...

Все они реально претендуют на поездку по трассе Байкало-Амурской магистрали.

Дело в том, что Челябинский горком комсомола создал штаб координации и контроля за качественным и досрочным выполнением заказов магистрали. Посты этого штаба действуют на заводе имени Колющенко, на металлургическом и трубопрокатном, на железнодорожном узле. Сейчас на многих предприятиях Челябинска идет смотр «Заказам БАМа - комсомольскую заботу!». Победителей смотра ждут памятные подарки и грамоты горкома комсомола. Поедет же на БАМ делегация молодых передовиков производства, внесших особый вклад в изготовление заказов БАМа.

Анатолий Семиног

«Шалаш» с комфортом

Во время обеда, когда принесли свежие газеты, девчонки из первого деревообрабатывающего цеха ахнули:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Место на земле

С начальником комплексной экспедиции Московского государственного института по проектированию железных дорог Александром Алексеевичем Побежим беседует специальный корреспондент «Смены» Лина Тархова