Шаг за шагом ведут наступление комсомольцы на нехоженую сибирскую тайгу. Уже уложены первые километры железнодорожных путей. Но это только начало. Впереди непочатый край работы. Кроме самой трассы, надо еще возвести сотни сопутствующих сооружений - дома для строителей, заводы, мастерские, объекты торговли, соцкультбыта, станции будущей дороги.
Тем, кто идет впереди, кто пришел в необжитые места, чтобы «строить и месть в сплошной лихорадке будем». никогда не бывает легко. Первопроходцы БАМа знают, что такое болотные топи, гнус, что такое лютая стужа и пронизывающие зимние ветры. Но спросите у любого, кто приехал в эти края по путевке комсомола, счастлив ли он. И каждый ответит: да, счастлив! Потому что с тех пор, как молодой человек или девушка появились на трассе, для них начался новый отсчет времени. БАМ стал для них первым свиданием с настоящей жизнью, жизнью, в которой открываются прекрасные возможности выразить и утвердить на деле свое «я».
С чего начинается подвиг в мирное время! Наверное, с твоего личного участия в деле, которое служит интересам государства, народа. С осознания величия планов, которые партия решает претворить в жизнь. В этом смысле можно без преувеличения сказать, что массовый трудовой подвиг на строительстве Байкало-Амурской магистрали уже начался. Здесь происходит духовное возмужание молодого человека, закаляется его характер, раскрываются высокие моральные качества.
Среди пионеров БАМа, конечно же, очень много романтиков. Но не тех, кто удовлетворяется романтикой туманов и запаха тайги. Нет, магистраль строят молодые, по душе которым романтика труда, инициативы, поиска. Романтикам 70-х нужны истинная масштабность, настоящие большие дела, в результате которых на земле остаются города, заводы, фабрики, железнодорожные магистрали.
Великая стройка, еще только начавшись, уже стала замечательной школой воспитания коммунистического отношения к труду. И не только для комсомольцев самого БАМа. Заслуживает поддержки обращение ко всем молодым труженикам страны, с которым выступили комсомольские организации Минского и Кременчугского автомобильных. Челябинского тракторного заводов, завода дорожных машин имени Колющенко, Южно-Уральской железной дороги, проектных институтов «Мосгипротранс» и «Ленгипротранс», Московской швейной фабрики спецодежды, кировской деревообрабатывающей фирмы «Вятские поляны». Они стали инициаторами работы под девизом «Заказы для БАМа - досрочно, с высоким качеством и повышенной надежностью». Вслед за обращением в комсомольских организациях многих промышленных и транспортных предприятий, проектных и научно-исследовательских институтов, осуществляющих изготовление и поставку машин, механизмов, оборудования, материалов и конструкций, разработку технических проектов, развернулось социалистическое соревнование за досрочное и качественное выполнение заказов для Байкало-Амурской магистрали. С каждым днем комсомольских организаций, берущих шефство над магистралью, становится все больше - участие в сооружении транссибирского стального пути стало делом чести всего Ленинского комсомола. II пленум ЦК ВЛКСМ утвердил план мероприятий по шефству комсомола над строительством БАМа. Надо теперь добиваться, чтобы это шефство отличалось высокой действенностью, способствовало ускорению темпов строительства магистрали.
Перед комитетами комсомола стройки, перед комсомольскими организациями предприятий-поставщиков ежедневно возникает множество производственных и организационных вопросов, от умелого решения которых зависит выполнение государственных планов и заданий по сооружению трассы. Особый вопрос - кадры. Сегодня стройке нужны не просто рабочие, а грамотные, высококвалифицированные специалисты. Комитетам комсомола научно-исследовательских институтов и вузов необходимо всемерно способствовать привлечению к работе на БАМе ученых, молодых специалистов, лучших представителей студенческой молодежи. В этом деле есть уже хорошие примеры. Так, с ценной инициативой, одобренной обкомом ВЛКСМ, выступил коллектив студентов и преподавателей Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта. Новосибирцы взяли на себя организацию курсов повышения квалификации инженерно-технических работников БАМа, проведение технической консультации ведущими учеными непосредственно на строительстве. Для рабочих магистрали будут организованы пункты подготовки к поступлению в вуз, начнет работать подготовительное отделение. Комитет ВЛКСМ института планирует регулярно направлять на строительство агитпоезда, студенческие агитбригады. Уже сегодня на магистрали трудятся более 70 молодых специалистов, окончивших институт в 1974 году.
Нельзя забывать и о духовных потребностях молодой армии строителей. Комсомольские комитеты должны приложить максимум усилий для организации интересного, культурного отдыха бамовцев. Пусть все лучшее, чем богато наше искусство, наша культура, будет доступно людям, работающим на великой стройке.
В конце сентября на БАМ выехал крупный отряд добровольцев-строителей, в который вошли лучшие из лучших представителей рабочей гвардии Москвы. Вслед за ним на строительство трассы отправятся новые отряды, сформированные во всех союзных республиках, областях и краях нашей страны. Ударной, по-настоящему комсомольской работой они навсегда впишут свои имена в историю гигантской стройки.
Байкало-Амурская магистраль берет разбег. Впереди у нее захватывающие перспективы. И, какие бы преграды ни встретились на пути строителей, нет сомнения в том, что они будут преодолены. Потому что строит БАМ вся страна, потому что строит БАМ дружный, боеспособный комсомольский коллектив, списывающий своим самоотверженным трудом новую замечательную страницу в летопись героических дел Ленинского комсомола.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
С начальником комплексной экспедиции Московского государственного института по проектированию железных дорог Александром Алексеевичем Побежим беседует специальный корреспондент «Смены» Лина Тархова