Трещина

опубликовано в номере №1141, декабрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

В Шимановске, на строительстве комплекса стройиндустрии для БАМа, начал работать корреспондентский пост «Смены». В него вошли бетонщик Александр АСТАФЬЕВ, заместитель редактора районной газеты. «Победа» Валентина ГРИШЕНЬКИНА, заместитель секретаря комитета ВЛКСМ стройки Наталья ШИШКИНА. Публикуем первый материал наших корреспондентов.

За час до начала заседания комитета комсомола в комнате боевой и трудовой славы Шимановско-го VIIТУ-14 треснула одна из стен. Заседание было важным - прием в комсомол, - поэтому переносить его не стали. А другого свободного кабинета не оказалось. Трещину прикрыли плакатом, на котором улыбающийся юноша призывал молодежь поступать в ПТУ. Из-под плаката сыпались куски штукатурки, падали на витрины с инструментом и действующими моделями станков, собравшими большую коллекцию медалей на всевозможных выставках. Покрывались пылью портреты ученых, крупных хозяйственников, знатных рабочих - бывших воспитанников училища.

Старейшее в Сибири и на Дальнем Востоке VIIТУ-14 в будущем году отпразднует свой золотой юбилей, в прошлом году здесь отметили, правда, без всяких торжеств, сорокалетие со дня окончания строительства школьного здания. И в 1933 году его трудно было назвать шедевром архитектуры - приземистое, деревянное, с тесными комнатушками классов и кабинетов, значительную часть которых занимали печи.

Теперь в училище отопление водяное, но учащиеся зачастую сидят на занятиях в пальто и в валенках, а в кабинете директора зимой можно на коньках кататься - на полу ежедневно нарастает наледь. Несколько лет назад вокруг здания сделали завалинки. но теплее от них не стало.

- Котельная у нас старенькая, - говорит директор училища Андрей Степанович Отческий. - Но даже более мощная нас не спасет: трудно натопить город и окружающую его тайгу.

Раньше училище готовило слесарей и паровозных машинистов, потом - бригадиров пути и дорожных мастеров, сейчас - сантехников, столяров, плотников, штукатуров, токарей. Рабочие этих профессий нужны не только действующей Забайкальской железной дороге, в ведении которой находится училище, но и строящейся Байкало-Амурской магистрали. Но VIIТУ-14 не в состоянии увеличить набор учащихся. Их негде учить, негде поселить (общежитие в том же состоянии, что и школьное здание).

О бедах старейшего профессионального учебного заведения знают и в управлении железной дороги и в Министерстве путей сообщения. Знают, сочувствуют, обещают. Еще в январе 1971 года в училище получили твердое заверение заместителя министра путей сообщения тов. Подпалого, что проектно-сметная документация будет готова в 1972 году, а строительство начнется в 1973 году.

Два года назад училище посетил начальник Забайкальской железной дороги тов. Калиничев. Поинтересовался температурой в классах (было девять градусов), сам измерил, насколько отходит стена в директорском кабинете (сто двадцать миллиметров), и пообещал начать строительство немедленно.

В конце прошлого года начальник учебных заведений Забайкальской железной дороги тов. Стромилов телеграммой потребовал в недельный срок прислать исходные данные для проектирования общежития и учебного корпуса и пригрозил, что в случае задержки «объекты будут сняты с плана проектирования и строительства». И хотя эти данные уже несколько лет лежали в управлении дороги, пришлось срочно выслать те же самые бумаги. Правда, тов. Стромилов так и не сообщил, попало или нет многострадальное VIIТУ-14 в план проектирования и строительства. Может быть, все-таки попало, потому что задолго до той срочной телеграммы в училище пришло письмо заместителя главного инженера Забайкальской дороги тов. Мурзина: «Титульным списком строительства объектов профессионально-технических училищ на 1971 - 1975 гг., согласованным зам. председателя Госкомитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию тов. Денисовым и утвержденным зам. министра путей сообщения тов. Подпалим 3 февраля 1972 года, строительство корпуса теоретических занятий VIIТУ-14 на ст. Шимановская предусмотрено началом 1975 г.».

Получая такие серьезные заверения, городские власти несколько лет назад выделили для строительства училища удобный участок, но «свято место пусто не бывает», и на этот участок теперь претендует несколько серьезных организаций. Бороться за него училищу все труднее и труднее: многочисленным заверениям, которые оно получает от руководителей Забайкальской железной дороги, теперь никто не верит. Уже ясно, что строительство нового здания VIIТУ в будущем году не начнется. Андрей Степанович Отческий по натуре оптимист, и он надеется на десятую пятилетку.

- Конечно, не в самом начале, - уточняет он свои прогнозы. - Может быть, где-нибудь в серединке.

К юбилейным дням в училище постараются заделать пока еще прикрытые плакатами трещины, встретят гостей «в тесноте, да не в обиде». Гости учились в этих стенах и сорок лет назад и тридцать... Только тогда здание это было и новее и теплее. Может быть, среди приглашенных окажется и кто-нибудь из старых «обедателей» да снова заверять начнет. И пусть. Только бы честно, потому что пустыми обещаниями даже трещину в стене не прикрыть.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Поглядим на дорогу

Круглый стол «Смены»