Среди опрошенных были и участники самодеятельных коллективов при Дворце культуры (просто в этот день у них не было репетиций) и спортсмены (кое - кто на следующий день собирался принять участие в цеховых соревнованиях по легкой атлетике). Да и в конце концов и танцы и показ кинофильма состоялись именно в заводском Дворце культуры - по плану, разработанному на месяц и утвержденному завкомом. Так это, так - и спорить нечего! Но кто утвердил свободное время под девизом «Придумаем что - нибудь»? Вероятно, не завком и не комитет ВЛКСМ. Комсомольцы сами готовы взять за ручку этих «себя не ведающих» и отвести на стадион, в бассейн, в самодеятельность - играйте, бегайте, пойте хором и соло! И берут подчас. И уговаривают. Но...
Ах, это проклятое «но»! Как оно портит прекрасную статистику ученым - социологам и высокие показатели - комсомольским активистам! Но почему, почему портит? Почему комсорг приходит к рабочему парню и уговаривает его чуть не со слезами: «Спой, Вася, на смотре. У тебя же тенор...» А Вася ухмыляется во весь рот: «Дадут отгул - спою». Или физорг просит спортсмена: «Поезжай на соревнования. Чемпионат области начинается». А спортсмен посмеивается: «Кто же меня отпустит?»
Несознательная молодежь, скажете вы. Стыдно за нее, скажете вы. Скажете так и будете правы: не вся молодежь «сознательная». Но только ли в ней дело? Только ли «несознательная молодежь» составила те самые тридцать пять процентов ответивших: «Придумаем что - нибудь»?
Давайте в этом разберемся.
Дворец культуры трубопрокатчиков построен шестнадцать лет назад. Есть зрительный зал на шестьсот мест. Есть большое фойе, где устраиваются вечерние танцы. Есть просторные классы для танцоров, певцов, оркестрантов, художников. Наконец, есть та самая утвержденная завкомом программа работы дворца, ежедневной работы. Заверяем: программа насыщенная, интересная, способная привлечь во дворец людей с самыми разными вкусами и привязанностями.
В хоре русской народной песни участвует около восьмидесяти человек. В разных танцевальных коллективах - более пятидесяти, да еще есть подготовительная группа для любителей танца. Есть неплохой вокально - инструментальный ансамбль и еще один - поменьше и менее профессиональный. Есть другие коллективы - с прекрасными руководителями, с молодыми участниками, чей энтузиазм и умение приносят заслуженную славу трубопрокатчикам на различных смотрах и конкурсах.
Но - стоп! Вот мы и дошли до «различных смотров и конкурсов». Да, мастерство участников хора или танцевального ансамбля так велико, что эти коллективы успешно выступают не только в разных городах нашей страны, но и за ее пределами: в ГДР, например, в Чехословакии, в Финляндии. Многие самодеятельные артисты сегодня ушли на профессиональную сцену - в Новосибирск, в Омск, в Йошкар - Олу. И еще многие готовятся к этому шагу.
Но только ли для того существует самодеятельность? Только ли для того, чтобы хороший слесарь, к примеру, стал зауряд - танцором в каком - нибудь огромном ансамбле? Нет, конечно, и сомневаться не стоит! Самодеятельность - это прекрасная форма отдыха рабочей молодежи. А уход в профессионалы - это побочное явление. Его можно приветствовать, можно осуждать, но отмахнуться от него нельзя. Да и как отмахнешься, если больше половины участников заводских самодеятельных коллективов на вопрос: «Что для вас занятия в самодеятельности?» - отвечали: «Путь на профессиональную сцену».
И, вероятно, это естественно. Каждый руководитель коллектива, памятуя о «смотрах и конкурсах», работает с заводскими ребятами так, как работал бы с профессионалами, - без скидок на усталость или неумение. Устаешь на заводе - бросай танцы. Не умеешь - научись. Вот тогда самодеятельность перестает быть отдыхом, а становится работой. Профессией.
Пусть прекрасной, заманчивой, любимой, но работой. Опять - таки профессией. И девушка или парень, пришедшие на завод из профтехучилища и мечтающие стать хорошими специалистами, десять раз подумают, прежде чем поступить в хор или танцевальный ансамбль. Стоит ли выкладываться? Вот если бы просто попеть, или потанцевать, или на гитаре поучиться...
А «просто» не получается. Места не хватает. Преподавателей не хватает. Денег не хватает. Да и зачем «просто», когда самодеятельность завода известна и славна? Пока она еще называется самодеятельностью...
Поймите правильно, я не против профессионализации самодеятельных коллективов: именно так пришли на сцену многие таланты, чьи имена известны сейчас всей стране. Но я только хочу, чтобы рядом с ними работали коллективы не для славы, а для души: Чтобы рабочие парни не «придумывали что - нибудь» на вечер, ибо, как ни грустно, это «что - нибудь» почти всегда оказывается тривиальной выпивкой. Хорошо еще, если в компании и дома. А то ведь и подъезд станет распивочной...
Карл Маркс писал, что мы идем к обществу, когда «мерилом богатства будет уже не рабочее время, а свободное время». С увеличением свободного времени обсуждаемые нами проблемы будут возведены в квадрат, если не в куб. «Как убить время?» - почти гамлетовский вопрос - может стать таким же гамлетовски неразрешимым. И здесь очень многое зависит от пресловутой «инициативы снизу». Молодые рабочие завода создали в общежитиях два клуба по интересам. В мужском общежитии - клуб «Современник». В женском - «Уралочка». Собираются, приглашают в общежитие человека с интересной биографией или с интересной профессией, слушают его, задают вопросы - те, которые их действительно интересуют.
Точно так же - «по интересам»! - встречаются рабочие завода с актерами Челябинского драмтеатра имени Цвиллинга, ходят к ним на спектакли, обсуждают их, иной раз поругивают.
И точно так же - «по интересам»! - проводят выходные дни, заранее заявляя о своих желаниях: кто - в театр, кто - на стадион, кто - в кино. А о билетах заботится Штаб выходного дня, куда мастер или бригадир приносит заявку.
И, конечно же, любая такая инициатива поддерживается и комсомольской, и партийной, и профсоюзной организациями.
Бывает, правда, когда хорошая инициатива, мгновенно выросшая в громкое и крупное «мероприятие», оказывается непродуманной, подхваченной раньше времени. И, главное, раздутой раньше времени.
Задумали как - то комсомольцы создать Клуб молодого трубопрокатчика, на заседаниях которого ветераны завода могли бы делиться опытом, чествовать молодых победителей социалистического соревнования. Задумали - сделали. Появился на заводе клуб с громким именем - «Факел». На первом же заседании десятерых передовиков приняли в совет клуба, поздравил их и сам директор завода и ветераны - Герои Социалистического Труда, вручили удостоверение клуба, где сказано: «За творческое отношение к труду, за активное участие в общественной жизни товарищ такой - то принят в члены Клуба молодого трубопрокатчика».
С тех пор состоялось уже пять заседаний клуба. Сегодня в почетном совете двадцать шесть человек. Причем ритуал заседаний существенно не меняется. Цель их - увеличение совета. Ну и до каких пор? До пятидесяти человек? До ста? А дальше? В комитете ВЛКСМ завода всерьез задумываются о том, что клуб «Факел» становится пустой и смешной формальностью. В самом деле, ведь не для раздачи почетных удостоверений он создавался. А для чего? Этого комсомольцы пока не знают. Подчеркиваем: пока. Хорошая - все - таки хорошая! - инициатива должна быть и будет доведена до конца. Жаль только, что теперь ее приходится спасать...
Трудно давать советы со стороны, но, думается, идея такого профессионального клуба должна захватить всех молодых рабочих, а не только передовиков производства. К сожалению, процент сменяемости кадров на заводе достаточно высок. Не удивительно: трудное производство, трехсменная работа. Значит, нужно заинтересовать молодежь, заставить ее жить делами завода, а не отбывать смену от звонка до звонка. Клуб молодого трубопрокатчика - форма привлечения рабочего к обсуждению насущных дел бригады, смены, цеха, к руководству каким - то - пусть небольшим пока! - участком работы. Молодой рабочий должен понять свою роль в управлении производством, в организации его, почувствовать, что именно он нужен производству: не он - слесарь, механик или сварщик, а он - Иванов, Петров, Сидоров.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.