- А деньги любишь?
Деньги?... Зоя растерянно посмотрела на сидевшего перед ней человека. Средних лет, коренастый, с мягкими, какими-то незаметными движениями. Голос спокойный, доброжелательный, вид совсем простецкий. И лишь на мгновение, встретившись с ним глазами, Зоя увидела его взгляд - умный, оценивающий.
- Заработанные - люблю! - нашлась она.
- Так, так. - Завмаг поднялся. - Ну, что ж, начнешь работать ученицей у Жабской. Ей одной в отделе трудно.
И вот впервые в жизни Зоя Быстрова стоит по другую сторону прилавка. У нее за спиной товар, перед ней покупатели - множество самых различных людей, каждый из которых ждет чего-то именно от нее, от Зои.
... Высоко над Цемесской бухтой, на склонах гор, день и ночь дымят трубы цементных заводов. Здесь, на «Пролетарии», работает кочегар Быстров - отец Зои, на этом же заводе трудится слесарем ее брат. А сколько друзей, знакомых!... Все живут рядом, по соседству, все болеют одним общим делом.
Не удивительно, что, окончив десятый класс и получив аттестат зрелости, Зоя пришла на «Пролетарий». Она работала и за-грузчицей барабана, и на транспортере, и на дроблении гипса, а ее влекло все новое и новое - в восемнадцать лет хочется как можно больше увидеть и узнать, хочется все попробовать самой.
Прошел год. Зоя стала опытной работницей. «Вот только характер у тебя какой-то беспокойный, непоседливый», - говорили ей. Она отшучивалась, никак не предполагая, что из-за этого самого характера судьба ее скоро сложится совсем иначе.
А получилось так. Зоя встретила свою одноклассницу, которая работала в магазине рядом с заводом. Та вышла замуж и собиралась уезжать из Новороссийска.
- Слушай, а может, пойдешь на мое место, в магазин? - сказала подруга. - Работа интересная, живая, и завмаг у нас дельный, Сычкин Александр Тимофеич.
Зоя задумалась.
Но дома неожиданно запротестовал отец.
- С торговлей лучше не связываться! Дело это такое... темное. Сама не заметишь, как запутают тебя, - говорил он. - И зачем тебе туда лезть? Ты же работаешь на заводе, комсомолка, все хорошо!
- А за прилавком я разве перестану комсомолкой быть? - не сдавалась Зоя. - Не все же там такие, как ты думаешь!
Спорили долго, и в конце концов отец махнул рукой.
Так Зоя Быстрова попала в магазин № 17 орса Новороссийского цементного комбината.
* * *
Половина магазина - промтовары. Направо - отдел тканей и готового платья, там работает комсомолка Аэлита Ватолина. Налево - галантерея, парфюмерия, обувь и хозяйственные товары. Отдел большой, каких только вещей здесь нет - глаза разбегаются! А за прилавком их только двое, две Зои: Жабская и Быстрова.
- Не стесняйся, помогай отпускать хотя бы мелочи, смелей действуй! - подбадривала Жабская Зою. - Видишь, народу много!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.