В чудесном мире танца

А Налитухин| опубликовано в номере №809, февраль 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мальчика интересовало все на свете. Но больше всего он хотел танцевать. Сын чеченского крестьянина Али-Султана Эсамбаева хотел стать артистом.

Крепко досталось Махмуду от отца.

- Среди нас никогда не было клоунов, - в гневе сказал он. - Чеченец танцует на свадьбе, танцует, когда ему весело, но не на потеху зевакам.

Али-Султан, партизан гражданской войны, не был темным, невежественным человеком, и он любил сына. Но у него было иное понятие о культуре, чем то, которого придерживался Махмуд.

Конфликт с отцом продолжался много лет. Но мальчик настоял на своем. Он стал артистом. Мало того - он стал замечательным артистом. Его искусство расценивается сегодня как выдающееся явление в нашей эстраде. Махмуд Эсамбаев из аула Старые Атаги стал народным артистом Чечено-Ингушской АССР, заслуженным артистом РСФСР, депутатом Верховного Совета своей республики, обладателем премий всесоюзного и двух международных конкурсов на фестивалях молодежи, гордостью своего народа.

Недавно после его концерта для студентов МГУ на Ленинских горах один зритель сказал:

- Это Шаляпин танца.

И никто не посчитал эту оценку неточной или преувеличенной.

«Танцы народов мира» - так называются концерты Эсамбаева. В программе - кавказская лезгинка, индийский танец «Золотой бог», узбекский - «Чабан», испанский - «Бурильяс», бразильская «Макумба». Но если бы написать на афише: «Танцевальные рассказы о людях», - это было бы тоже верно. Махмуд Эсамбаев не просто исполнитель, он творец, вдохновенный художник.

Его «Макумба» потрясает. Этот танец ему помогли поставить в Бразилии, когда группа советских артистов балета гастролировала по странам Латинской Америки. Эсамбаев ошеломил публику своим огромным талантом и своей феноменальной техникой танца.

На первый взгляд Эсамбаев исполняет «Макумбу» - танец-заклинание - в чисто бразильском духе, и все-таки это не совсем так. В смелом поединке человека со злыми силами артист увидел не только самую борьбу - это есть в рисунке танца, и тут достаточно простого исполнения, - но и чувства человека, вступившего в смертельную схватку, его надежду и отчаяние, мгновения страха и его преодоление. Этого не может поставить ни один хореограф, это надо раскрыть самому артисту. Ритмичный, экзотический ритуальный танец Махмуд Эсамбаев переживает, как Драматический актер переживает роль в пьесе. Это и делает танец не просто великолепным, но и необычным. Концерты Эсамбаева превращаются для нас в открытие нового мира - мира многокрасочного, эффектного и в то же время глубоко человечного.

Вот бездушно-автоматический танец в ресторане из балета Глиэра «Красный цветок» (этот номер так теперь и называется - «Автомат»), в котором Эсамбаев показывает чудеса технического мастерства. Эта балетная сцена раскрывает человеческую тему, так сказать, «от противного» - через гротескный, сатирически заостренный образ бесчеловечности, с которой буржуазное «искусство для сытых» убивает все живое и в искусстве и в жизни.

Смотреть после «Автомата» изящный узбекский танец-новеллу «Чабан» - это значит вернуться в светлый мир народной жизнерадостности и романтической окрыленности.

Искусство Эсамбаева оптимистично по своему существу, даже когда он рисует трагические образы.

Искусство Эсамбаева - это большое искусство.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены