Там, где совсем недавно спускался к Днепру рыжий овраг, заваленный мусором и кирпичным щебнем, поросший жестким, колючим бурьяном, где посреди улицы, поднимая облака пыли, копошились сонные куры, слышны глухие и плотные удары волн Каховского моря. Высокие волны бьют о гранит пирса, заливают ступени набережной. Белая пена долетает до свежих цветов у подножия высокого памятника. На его строгом гранитном пьедестале высечены слова: «М. В. Фрунзе от трудящихся Каховки». А чуть поодаль, у молодого бульвара, - бюст А. С. Пушкина, также установленный гражданами Каховки. И кажется, что распахнутая шинель полководца заслонила поэта от ветра...
В том месте, где сорок лет назад проходила передовая линия Каховского плацдарма, в приднепровском парке Новой Каховки, возвышаясь над уютными коттеджами, стоит обелиск, сооруженный молодежью юного города в честь героев гражданской и Отечественной войн. С одной стороны его - изображение орденов Красного Знамени и Отечественной войны, с другой - бронзовый барельеф со словами: «Иркутск и Варшава, Орел и Каховка - этапы большого пути».
Степной ветер поет в мачтах высоковольтных электропередач; песчаные холмы-кучугуры рассекает трасса самого большого в Европе самотечного Краснознаменного оросительного канала; на днепровской волне качаются белые красавцы корабли; по широким дорогам идут из глубинных колхозов машины с зерном нового урожая... Здесь любят труд. Здесь свято чтут и память героев, обильно оросивших своей кровью пески Приднепровья и чернозем Таврии.
В скромном особнячке у памятника Фрунзе открыт городской исторический музей. В нем нет привычных прохладных залов с черепками этрусских ваз, изъеденными временем каменными бабами из скифских курганов, проржавевшими доспехами рыцарей. Посетителя сразу же захватывает боевая героика советских воинов, сегодняшних трудовых будней Каховки.
В первом зале музея размещена экспозиция, посвященная разгрому «черного барона» Врангеля на Каховском плацдарме, в Таврии и Крыму в ноябре 1920 года. Здесь же документы и фотографии организаторов Советской власти в Каховке и каховских партизан 1918-1919 годов, многочисленные макеты, карты и схемы военных операций, фотокопия вошедшего в легенды приказа М. В. Фрунзе войскам Южного фронта № 4 от 27 сентября 1920 года. Крупным шрифтом машинописи выделены слова: «Врангель должен быть разгромлен, и это сделают армии Южного фронта».
Под стеклом – драгоценные экспонаты: почетная золоченая сабля С. М. Буденного - награда Реввоенсовета Южного фронта. В соседней витрине лежит рукопись «Песни о Каховке» М. Светлова с фотографией и дарственной подписью автора.
Здесь собраны образцы оружия советских воинов, разгромивших отборные, вооруженные до зубов врангелевские полчища. Легендарная «буденовка» - видавший, виды суконный шлем с алой звездой, заставлявший трепетать врагов революции. На стенах - фотографии, запечатлевшие беспорядочно брошенные врагом американское снаряжение, французские пушки и английские танки, бегство остатков белогвардейских мятежников на кораблях интервентов.
Последняя экспозиция говорит о сегодняшних днях Каховки. Тут зримо ощущается, как близок коммунизм. Выросший в сказочный срок чудесный город юности - Новая Каховка - показан на многочисленных фотографиях и макетах. О Каховке знает не только вся страна, но и наши друзья за рубежом. В музее хранятся трогательные подарки учеников Будапешта школьникам Каховки. Экспонаты, повествующие о нерушимой, испытанной временем дружбе народов нашей страны. Труженики Каховского района соревнуются с Сагареджойским районом Грузинской ССР, оказывая друг другу бескорыстную помощь. На большой фотографии-сцена митинга в честь успешных итогов соревнования братских районов.
... Последние посетители выходят из музея. На свежем асфальте шуршат, проносясь мимо, рейсовые автобусы - на Херсон, на Геническ, на Асканию-Нова... В вечернем небе Каховки загораются гирлянды огней, на горизонте видны синеватые вспышки далекой электросварки. Идет в ногу со всей страной, набирая богатырские силы, скромный город-воин, город-труженик.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.