Если взглянуть на дело снисходительно, истекли не без пользы. Он отлично выспался, отлично пообедал и чинно провел вечер, читая Беля. И теперь, наутро, голова была свежая, мысли приходили четкие, легко додумывались до конца и укладывались в строгом порядке одна к другой, держа наготове трезвые, надежные выводы.
Минут через пятнадцать можно было ехать в больницу.
«Ну-ка, сведем в кучу то, что я знаю».
Все, что он знал, было связано с четырьмя пунктами: с палаткой, скупавшей порожние бутылки, палисадником, возле которого начинался кровавый след, тем местом, где найдена гильза, и, наконец, с развороченным сугробом у границы расчищенного асфальта, теперь он перебирал их в обратном порядке - так, как они располагались во времени.
Итак, пуговица, окурок и развороченный сугроб. Изжеванный окурок принадлежит раненому парню. Такой же висел у того на губе, когда Стрепетов его увидел. Окурок растерт каблуком - значит, парень стоял здесь какое-то время; стоял вместе с дружком - исчезнувшим Васей. На том же месте произошла встреча с третьим - стрелявшим. Встреча, сопровождавшаяся отрыванием пуговиц и возней в сугробе, словом, дракой.
Главные неясности по первому пункту: а) Зачем эти двое торчали ночью в переулке? б) Из-за чего разгорелась потасовка?
После драки потерпевший и Вася направились дальше. Когда они дошли до палисадника, грянул выстрел. Дорожка, протоптанная от развороченного сугроба до места выстрела, не очень разборчива, но одно можно сказать с уверенностью: трое прошли тут в одну сторону и один - в обратную. Значит, стрелявший следовал за теми двумя, потом выстрелил и вернулся.
Встают вопросы: почему он не воспользовался пистолетом во время драки, и какой марки этот пистолет?
«Он шел навстречу и толкнул меня»? Нет, было иначе! Он догонял их, вот что он делал! И второе доказательство тому - следы, подводившие к палисаднику. Они складывались в две цепочки. Эти тридцать четыре шага, отделявшие место выстрела от места ранения, прошли только двое - раненый и Вася. Если бы тот шел навстречу, он еще раньше их проложил бы третью, встречную цепочку следов на нетронутом снегу.
Дальше. В момент выстрела потерпевший стоял лицом к преступнику. Доказать? Извольте. Прежде чем впиться в тело, пуля какую-то долю мгновения тянет за собой кожу, прорывает ее и ссаживает по краям. Возникает, как говорят криминалисты, «поясок осаднения». Пока Стрепетов, по ядовитому замечанию Головкина, исполнял обязанности сестры милосердия, он рассмотрел рану. «Поясок осаднения» находился спереди ноги.
Что заставило приятелей обернуться: окрик, скрип шагов, щелчок затвора, дославшего пулю в ствол? Как бы там ни было, они обернулись, и под дулом стало не до курева: два машинально кинутых окурка легли рядом на снег...
Пункт последний. Приступочек у палатки. Все, что произошло здесь, произошло на глазах самого Стрепетова, но принесло больше впечатлений, чем фактов. Впрочем, то, что раненый и Вася не расположены были беседовать со Стрелетовым, - это факт. И то, что Вася удрал, - тоже факт.
Спрашивается:
первое: смылся ли Вася в результате врожденного равнодушия и свинства, увидя, что уже есть на кого бросить пострадавшего товарища, или он скрылся намеренно?
второе: почему так туго рассказывали они о происшествии? Почему исказили подробности? Был в этом умысел, или они упростили картину, чтобы побыстрее отвязаться?
Н-да, вопросов многовато. И только на один из них - о гильзе - Стрепетову ответит эксперт.
Впереди белой утицей шлепала нянечка. Миновали один поворот, другой.
- Здеся, - сказала нянечка, зачем-то понижая голос. - Пятая коечка на левой руке.
Стрепетов открыл дверь, и палатная скука поволоклась ему навстречу в поскрипывании металлических сеток, запахе лекарств, в резком после коридора солнечном свете, бившем сквозь пыльные стекла высоких окон. С минуту скука принюхивалась к нему, присматривалась сонно, затем разрядилась взрывом молчаливого, жадного любопытства...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.