О Есенине

Корнелий Зелинский| опубликовано в номере №801, октябрь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Да, навсегда. Почему?

Из любви к родимому мне краю Мне пора обратно ехать в Русь.

Вот эта глубокая, всепроницающая любовь к Родине, кровная связь Есенина с родным народом, с народной песней, с родной литературой - все это помогло занять поэту четкую политическую позицию сразу после Октября, вместе с Маяковским, целиком принявшим платформу Советской власти; все это помогло Есенину выбраться на верную дорогу в его идеологических плутаниях; все это, наконец, проводило всегда резкую грань между Есениным и буржуазно - декадентской литературной средой, в которой он вращался в 1915 - 1920 годах.

Итак, Родина, Русь - вот тот главный, тот огромный образ, заполняющий душу поэта, ее внутреннее небо, если так можно 'выразиться. Но какая родина? Какая Русь? Есенинская Русь сливается с образами деревни, крестьянской жизни, природы. Прелесть естественного бытия у Есенина сливается и с картинами русской природы и с укладом идеализированной им патриархальной деревни. Эстетический идеал Есенина лежит именно здесь. В едином чувстве прекрасного, как я говорил, у него сливаются природа, деревня и Родина. Следует подчеркнуть еще вот что: патриотическое чувство, обогащалось у Есенина одновременно с его идейным ростом в советские годы. И если в ранних стихах его господствует Русь бедная, смиренная, то в 1925 году Есенин уже писал:

Мне теперь по душе иное... И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.

Русская литература создала много замечательных образов и картин нашей родной природы и в стихах и в прозе - от Пушкина и Лермонтова до Чехова и Пришвина. Но и в этой богатой национальной галерее поэтических образов русской природы стихи Есенина не затеряются, а, наоборот, займут одно из первых мест по силе вложенных в них чувств, по красоте описаний. Мы вправе назвать Есенина певцом русской природы. Воспевая ее, Есенин не просто рисует пейзажи. Нет, его картины напоены сильным и сложным чувством, в котором доминирует и изливается всегда любовь. Это любовь к Родине, к людям и к самой жизни в самом широком и всеобъемлющем смысле слова. Русь, Родина и деревня - всегда это у Есенина симфонично, многоголосо. Во всем поэту слышится музыка, разлитая вокруг.

Глубокие и нежные впечатления, вспыхивающие у Есенина при свидании с родной природой, затем рождают в душе поэта целый сонм лирических переживаний, влекущих читателя за собой, сливаясь в едином образе прекрасного. Вот пример этих переливающихся одно в другое лирических чувствований, подобно музыкальным мотивам в симфонии. Стихотворение начинается как будто пейзажными зарисовками:

Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы.

Эта старинная картина вызывает чувство прихлынувшей любви к бедному рязанскому краю:

Неприглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек.

А затем мысль возвращается к самому седоку:

Эх, вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец - крестьянин.

Ну а я - крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.

Ну, разве может быть для Есенина что - либо дороже своего родного, русского, бескрайнего, этой шири, этих далей?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

49 часов 25 минут

Повесть. Продолжение. Начало см. в «Смене» №№ 17 и 18