К 65-летию со дня рождения
Легкое имя - Сергей Есенин - вызывает как бы дуновение красоты и человечности. Правда, с этим именем связано и тревожное чувство. В его лирике также запечатлелись боль и растерянность, вызванные зрелищем огромной революционной ломки нашей эпохи. Чувства оказывались у Есенина иногда в разладе с разумом, который видел дорогу в завтра своего родного народа. Но глазное, что оставляет Есенин как поэт, - это легкое чувство, чувство соприкосновения с прекрасным. Вот почему в лирике Есенина, как во всяком подлинном искусстве, как в музыке, заложена своего рода целительная сила. Ведь встреча с прекрасным и возвышает, и обновляет веру в жизнь, вливает новые силы.
Один рабочий из Раменского (под Москвой), Николай Б., рассказал в письме к автору этой статьи, как в госпитале во время войны медсестра дала ему маленькую книжку Есенина. Этот молодой рабочий никогда раньше не слыхал о Есенине, вообще не читал поэтов. Был он очень тяжело ранен. И вот пишет он в письме: «Я читал о том, как «спит черемуха в белой накидке», о полях, о лугах, об омуте, «Письмо матери». Я забывал о ранах, забывал о болях. Мне так захотелось жить, увидеть Солотчинскую округу, Приокскую низменность. На меня веяло запахом полей, сена, цветов. Есенин с тек пор для меня дорог...»
Есенин передает нам свое ощущение музыки и живописи окружающего мира. И это ощущение рождает в читателе или слушателе ответную волну тепла.
Ведь у лирики есть свои особые средства, языком которых поэт может рассказать о жизни, о тайнах человеческой души с такой обнажающей силой, как это, пожалуй, не сделать иначе. Думаю, что сила Есенина как лирического поэта, как художника слова заключается именно в его искусстве с поразительной откровенностью выражать в образах, в музыке слова человеческие чувства, богатство человеческой души. Недаром Горький сказал о Есенине такие удивительные слова: «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».
О Есенине можно также сказать, что он сам стихийное выражение замечательной талантливости русского народа. Есенин - уроженец того Рязанского «рая, который сегодня стал известен на весь мир героическими подвигами своих колхозниц и молодежи на поприще великого экономического соревнования с Соединенными Штатами Америки.
Сергей Есенин родился 4 октября 1895 года в семье крестьянина деревни Константиново, ныне Рыбновского района, на Оке. В те времена рязанские места были одними из самых бедных и отсталых в России. Полдеревни уходило на отхожие промыслы. Отец Есенина, Александр Никитич, служил приказчиком в мясной лавке в Москве, воспитывался мальчик Есенин сначала в сельской школе, потом в церковно - учительской и в детстве жил в доме своего деда. Как ни бедна была тогдашняя деревенская жизнь, но навсегда она запала в душу Есенина, у которого рано пробудилось поэтическое чувство. Он развил это чувство, читая Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, восторгаясь поэтическими образами «Слова о полку Игореве». Мы не преувеличим, если скажем, что его родная сторона напоила Есенина волшебной водой, которая раскрывает поэту глаза на все прекрасное в мире.
У каждого поэта можно найти то зерно или тот его главный пафос, как говорил Белинский, в котором как бы изливаются душа поэта, его главные сокровенные мысли и чувства. Это сокровенное у Есенина, составляющее внутренний движущий пафос его поэзии, определившее его народность, - это любовь к Родине. Она, эта огромная, заполнявшая все его существо любовь, была для Есенина и источникам поэтического вдохновения, подсказывавшим ему темы и образы его лирики. Он не просто носил в душе эту любовь. Она была его радостью и счастьем. На множество ладов тема Родины, Руси варьируется в стихах Есенина. А свое стихотворение «Русь советская» поэт заканчивает такими строками, исполненными щемящей до боли сыновней любви:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Кстати, есенинское чувство Родины жило в поэте не просто как стихийное чувство, но и осознавалось им именно как главная черта его творчества. Так, например, профессор И. Н. Розанов рассказывал в своих содержательных воспоминаниях «Есенин о себе и других» (1926 год), что Есенин в 1921 году объяснял собеседнику свое преимущество перед Блоком тем, что «Блок много говорит о родине, но настоящего ощущения родины у него нет». С этой оценкой Есениным Блока, данной в полемическом выпаде, нельзя согласиться. Но характерно, что именно этот мотив поэт поставил во главу угла. Он говорил дальше И. Н. Розанову: «Обратите внимание, что у меня почти совсем нет любовных мотивов. «Маковые побаски» можно не считать, да я и выкинул большинство из них во втором издании «Радуницы». Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве».
Это верно, что чисто любовные мотивы у Есенина появились значительно позже, лишь в последние два - три года жизни. Но замечательно, что и в эти мотивы вплетаются думы о Родине. Сердцу милый край! Разве образ его могут оттеснить или жаркие краски полуденного юга, или красота женщины? Весь цикл «Персидских мотивов», пронизанный таким изящным чувством к женщине - в духе восточной поэзии - и осененный светотенью яркого юга, отмечен в то же время этой постоянной думой о своей далекой северной Родине:
Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли.
И в другом стихотворении, «В Хороссане есть такие двери, где обсыпан розами порог», Есенин писал:
Персия! Тебя я покидаю! Навсегда ль с тобою расстаюсь?
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Повесть. Продолжение. Начало см. в «Смене» №№ 17 и 18