Впервые я познакомился с тобой, «Гремящий», в годы войны, когда ты был эскадренным миноносцем - одним из первых надводных гвардейцев. Слава твоя гремела по всем флотам. И ты, будто стараясь оправдать прозорливость людей, нарекших тебя гордым именем, не знал поражения в бою.
В дни нашего знакомства за кормой у тебя пролегли шестьдесят тысяч победных миль. И каждая миля, каждый кабельтов были пройдены в ожесточенных схватках с врагом. Шестьдесят три каравана - свыше тысячи судов - провел ты по огненным трассам полярных морей. Сто двенадцать атак вражьих самолетов разбились о твой огневой щит. Четырнадцать самолетов и одна подлодка навечно «приписаны» к рыбам. Двадцать три самолета и несколько лодок повреждены. Не раз ты бился с фашистскими рейдерами, громил врага на берегу. Но не только боевыми делами славен был твой экипаж. Сильнейшая шлюпочная команда, лучшая на флоте самодеятельность - этим тоже гордились твои моряки...
Минуло двадцать лет. Эскадренный миноносец «Гремящий» давно перевоплотился в тракторы и турбины. Но жива его боевая слава: гвардейский флаг передан экипажу ракетного корабля.
И вот я снова здороваюсь с тобой, «Гремящий». Невольно сравниваю. Несоизмеримо мощней и совершеннее стала корабельная техника. Вместо пушек - ракеты. Всюду электроника, автоматика, телемеханика. Жестче стали и боевые нормативы: время мерится в секундах, в долях секунд, точность ювелирная! Современный морской бой молниеносен.
Напряженно работают ракетчики: к пуску готовится реактивный снаряд. Динамики разносят отрывистые команды. На пульте управления стрельбой щелкают переключатели, вспыхивают и гаснут разноцветные лампочки, светящиеся табло.
Смотрю на ракету и прикидываю: тысячекратно выросла огневая мощь «Гремящего». Один такой снаряд может уничтожить корабль противника. Попадись «Гремящему», как в былые времена, фашистский эсминец, не ускользнуть рейдеру за снежной завесой: ракетоносец способен поражать цель с дальних дистанций и независимо от погоды.
Ракета на пусковой установке. Повинуясь команде, она развернулась вправо. Тело ракеты припало к направляющим, готовясь к гигантскому прыжку. Но учение есть учение. А если это был бы практический пуск, - можно не сомневаться: без промаха найдет она цель. Порукой тому приз, завоеванный ракетчиками «Гремящего» на флотских состязаниях.
На верхней палубе ожесточение боя. В защитной одежде напряженно работают расчеты скорострельных установок. Зенитчики отражают воздушный удар «противника». Невиданная мощь сосредоточена здесь. Ни один атакующий объект не прорвет их огневую завесу. И снова в памяти встают славные дела артиллеристов «Гремящего»: знаменитый «дуплет», когда одним снарядом были уничтожены два вражеских бомбардировщика, бой у Канина Носа - тогда зенитчики «Гремящего». «Сокрушительного» и «Куйбышева» сбили пять фашистских самолетов.
Поступает новая команда: «Произвести дезактивацию!». У пушки суетятся фигуры, похожие на пришельцев из космоса. Специальными средствами они тщательно очищают зараженную поверхность.
- Отбой!
Жизнь корабля вошла в мирную колею. За столами, перешучиваясь, дружно работают ложками турбинисты и электрики, радисты и акустики. Здесь не страдают отсутствием аппетита. Да и обед приготовлен на славу. Бережет кок честь фирмы (раньше он работал в столовой московского Дома союзов).
Сегодня на баке не смолкает музыка. Выступает эстрадный оркестр - гордость ракетоносца. Шуточные куплеты то и дело прерывают взрывы смеха. Их сменяет дробь матросской чечетки. А потом над рейдом звучит зажигательная кубинская «Ча-ча-ча».
Руководит оркестром штурманский электрик гвардии матрос Корогодин. До прихода на флот он окончил электротехнический институт и дирижерско-хормейстерское отделение народного университета.
В оркестре люди сугубо технических специальностей: оператор и радиометрист, торпедист и гидроакустик. Так разрешилась здесь «проблема физиков и лириков».
Есть в экипаже и любители уединения. Вот на ходовом мостике - подальше от мирской суеты - готовятся к экзаменам два матроса. Один учится на физико-математическом отделении пединститута, другой собирается поступать в юридический.
Утром и вечером, в свободное от боевой учебы время, упорно тренируется корабельная шлюпка. С точностью выверенного механизма работают веслами моряки. Иной раз кажется, шлюпка просто летит над зеркалом воды.
Мне довелось ее видеть на состязаниях в День Военно-Морского Флота. В трудной борьбе команда «Гремящего» вырвала победу у двух десятков сильнейших экипажей. Командующий флотом поздравил гребцов с победой и вручил их командиру традиционный приз - внушительных размеров пирог. А последней шлюпке достался, как заведено, лишь «чижик», исполненный оркестром.
Но, пожалуй, самая замечательная традиция «Гремящего» - эстафета «Знай свой корабль». Она проводится в воскресенье. По маршрутам, заданным инженер-механиком, стартуют молодые матросы. Каждый должен в кратчайшее время пройти через строго определенные коридоры, трапы и штормовые лазы, на различных этапах загерметизировать помещение, включить или выключить в темноте механизм, завязать морской узел, собрать или разобрать автомат...
Вдоль маршрута расставлены контролеры - старшины. Они не только проверяют правильность действий моряков, но и обеспечивают безопасность. На финише под аплодисменты и смех экипажа победителю вручают кружку компота и пару пончиков.
А иногда по трансляции объявляют: «Матрос П. стартовал полчаса назад, но к финишу до сих пор не прибыл». Значит. незадачливый «путешественник» заблудился в дебрях ракетоносца. Над ним будут подшучивать до тех пор. пока он на деле не докажет, что досконально изучил свой корабль.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.