«Юность мужала в боях» - это книга, которую авторы посвятили вам, двадцатилетние сверстники Победы, всем, кого в те трудные годы еще не было на свете. Она рассказывает о том, как героически сражались с фашистами ваши тогда еще юные отцы и матери - комсомольцы сороковых годов, о том, как мужала в боях их юность, не знавшая иной цели, иного стремления, кроме подвига во имя свободы и счастья Родины.
Некоторые материалы из этой книги, подготовленной к печати Военным издательством Министерства обороны СССР, сегодня публикует «Смена». Статьи даются с сокращениями.
Казалось бы, деятельность «Молодой гвардии» изучена досконально, но до сих пор еще обнаруживаются все новые и новые детали из жизни членов этой подпольной молодежной организации.
Вот одна из историй, о которой я узнал совсем недавно.
В Краснодоне шли непрерывные обыски. Немцы и полиция привлекали для этого дела служащих из городской управы, дирекциона, комендатуры и других учреждений. Искали партийных и советских активистов, проверяли литературу, которая сохранялась жителями, а иногда под видом обыска просто грабили, забирая хорошие вещи, продукты, одежду.
Однажды поздней осенью в дом, где жила учительница, ввалились полицейские. Один из них процедил сквозь зубы:
- Обыск!
Пожилая женщина, многие годы проработавшая в школе, воспитавшая не одно поколение ребят, а быть может, и детей вот этих полицейских, молча пропустила их в комнату, не показывая при этом ни страха, ни смущения, ни растерянности.
Полицейский прошел в соседнюю комнату, приказав своему напарнику:
- Ты посмотри в коридоре, а ты, - он обратился к вошедшему вслед за ними парню в очках, - здесь посмотри, вон книг сколько. Это по твоей части.
Учительница обомлела. Перед ней стоял... Земнухов. Да, именно Ваня Земнухов, ее любимый ученик, тот, кого она считала самым честным, самым искренним и добрым.
В соседней комнате раздался грохот, какая-то пустая железная банка покатилась по полу, упал стул, а затем послышалась грубая брань.
Но ничего не слышала старая учительница. Горькая обида подступила к самому горлу и душила, душила ее, застилая глаза мутной пеленой слез. Она сдержала себя и не проронила ни единой слезинки. Как же так, она, старая опытная учительница, на глазах которой рос этот юноша, стал пионером, потом вступил в комсомол, был уважаем и даже любим всеми школьниками и учителями, как могла она просмотреть все это, как могла она так ошибиться! Вот он теперь молча стоит перед ней, смотрит, но не на нее, а в угол комнаты, на этажерку с книгами. Он пришел к ней в дом впервые в жизни, но с кем - вместе с предателями, изменниками, негодяями.
Учительница посмотрела на Земнухова. Все то же поношенное пальто, старенькие ботинки, но очищенные от грязи и насухо вытертые в коридоре.
«Вот почему он позже полицейских, - поняла она, и ей стало еще горше, еще обиднее. - Те двое грубо ворвались, а он даже ботинки почистил, вот, мол, какой я культурный». И комок слез снова подступил к горлу.
Учительница стояла, прислонившись к подоконнику, набросив на плечи большой пуховый платок, и не слышала, как в соседней комнате и в коридоре гремела посуда, сбрасываемая прямо на пол. Упала с комода и разлетелась вдребезги любимая статуэтка.
А Земнухов тем временем перебирал на полке книжки. Он читал своими близорукими глазами названия, просматривал оглавления и ставил на место.
Вот он взял небольшой томик в красном коленкоровом переплете с вытисненным барельефом Ильича, подержал его в руках и положил край письменного стола.
«Что он делает?» - удивилась учительница, увидев, что Земнухов прячет отобранные книги за письменный стол и укоризненно качает головой.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
История последней операции советской военной разведки в тылу врага