По всем дорогам, по полям двигался сплошной поток людей, машин, пушек, танков. На кузовах, лафетах, стволах орудий было написано: «Даешь Берлин!» И несмотря на то, что впереди был Одер, а за ним - последнее предполье, несмотря на ожесточенное, фанатичное сопротивление гитлеровских армий, все понимали: война подходит к концу.
В те дни мы, военные корреспонденты, были в курсе всех дел, происходивших у нас и по ту сторону фронта. Сейчас той стороной был Берлин.
Вот записи из фронтового блокнота тех дней и сделанные позднее.
Наступление идет по всей линии 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. На севере армии генералов Ф. Перхоровича и В. Кузнецова прорвали третью полосу и внешний оборонительный обвод. До Берлина осталось 10-12 километров, одновременно наша танковая армия, оторвавшись от пехотных частей, обходит город с севера.
корпус под командованием генерала С. Переверткина после многочасового боя выбил гитлеровцев из леса Плет-целер и вышел на большую дорогу.
В 13 часов 50 минут раздалась команда:
- Огонь по Берлину!
В эти же часы шли тяжелые бои у Зееловских высот. Здесь немцы хорошо укрепили свои позиции и сражались отчаянно. Танкисты генерала П. Рыбалко прорвали оборонительные рубежи и двинулись на Берлин с юга. Утром они подошли к Цоссенскому оборонительному району и атаковали Барут. В середине дня Барут пал, и дорога на Цоссен была открыта. В Цоссене - командный пункт генерального штаба.
В этот же день перешел в наступление 2-й Белорусский фронт.
На командном пункте в Цоссене - паника. Танки приближаются, но Гитлер не разрешает штабу переехать в другой район. Генерал Кребс докладывает в Берлин обстановку и получает ответ: «Центр Берлина обстреливается».
Под аккомпанемент артиллерийских разрывов в бункере под имперской канцелярией сухо отмечается день рождения Гитлера, Ему сегодня исполнилось 56 лет. В прошлые годы в этот день он слушал залпы салюта в его честь, а сегодня... В маленькую приемную входят и поздравляют своего фюрера Геринг, Гиммлер, Борман, Руководитель «Гитлерюгенд» Аксман, Геббельс, Риббентроп. Они не задерживаются. Тут же выходят. Только Аксман задержался. Он сообщил Гитлеру, что юноши хотят вступить добровольцами в эсэсовские ряды, «чтобы умереть за фюрера». Отряд Атамана выстроен в саду имперской канцелярии. Гитлер, волоча ногу, выходит на поверхность. Давно он не видел белого света. Перед ним стоят юноши 15-16 лет и смотрят на фюрера горящими глазами.
Гитлер молча обходит этот небольшой отряд и удаляется в подземелье.
Вечером, как обычно, состоялось «обсуждение ситуации». Решено Гиммлера и Риббентропа отправить на север и поручить им «расколоть союзников». Гитлер, Борман, Геббельс и верховное командование остаются в Берлине. Воспользовавшись суматохой, удрали Геринг и его приближенные Коллер и Кристиан.
Рано утром «оседлана» берлинская автострада - окружная магистраль.
Войска генерала С. Переверткина ворвались на дачные окраины Берлина. Цветут яблони и вишни. Дачные домики пустуют. Хозяева бежали.
Тяжелые бои продолжаются на участке 8-й армии. Сюда германское командование перебросило моторизованную дивизию «Нидерланды». Все же наши части вклинились в оборонительный обвод в районе Петерсхагена и Эркнера.
У Цоссена, где озера ограничивали маневренные действия танковых групп генерала П. Рыбалко, наши части вплотную подошли к городу. В ночь на 22 апреля Цоссен был взят.
В этот же день одни части генерала В. Гордова вышли на восточную окраину Котбуса, а другие начали обход его с юга. Погода улучшилась, и это дало возможность авиации вновь начать свои действия.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.