Иранский каракуль

Людмила Кафанова| опубликовано в номере №907, март 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Юмористический рассказ

осталась нам эта шуба в наследство от тетушки. Тетушка - крупная, ширококостная, не в нашу породу! - была большая модница и купила шубу как раз перед самой денежной реформой. Шуба из настоящего иранского каракуля была баснословно дорогой.

Когда шуба появилась в доме, сбежались соседи. И доктор Пошенский сказал, сосредоточенно поправляя золоченые дужки пенсне:

- Как квартуполномоченный настоятельно рекомендую отнести эту вещь в комиссионку.

- Мужчина, к тому же холостой, а завидуете. Стыдитесь! - отрезала мама.

- Непродуманно, Елена Михайловна, непродуманно!

- Так в чем же дело? - Мама, горделиво приосанясь, подошла к зеркалу в коридоре полюбоваться на себя в каракулевой шубе.

Мама была маленькая, сухонькая, и шуба казалась снятой с могутного барского плеча. Но, как выразилась другая наша соседка, массажистка Мириада Фроловна, «в ней был какой-то шарм».

- Дело в том, - учтиво объяснил доктор Пошенский, - что за такой шубой могут наводчики пойти. Подумают: раз каракуль, то и деньги есть и что-нибудь другое. И не исключена возможность визита «черной кошки». Если бы у вас - своя персональная квартира, то, пожалуйста, носите на здоровье, но ведь живем в коммуналке. Кража, - значит, мне, уполномоченному, отвечать!

- Уж вы такое скажете, Пошенский! - оборвала его Мириада Фроловна. - Сидите в своем кабинете, совсем от жизни отстали. «Черную кошку» давным-давно выловили!

Мириада Фроловна была человеком осведомленным. У нее массажировались жены ответственных работников. Однажды она намекала на кухне, что к ней приезжала даже супруга «самого». При этих словах она так воздела глаза, что мне показалось, будто она имела в виду самого господа бога. Впрочем, я тогда была маленькой и многое понимала по-своему.

Я не знала, например, что тетушкина шуба ведет свою родословную от обыкновенной кроткой овцы. Я думала, что каракуль - редкий хищный зверь. И ценится мех каракуля так дорого потому, что трудно, почти невозможно выследить этого хитрого зверя. На это способны только смелые и отчаянные иранцы.

Пока я раздумывала о судьбе убитого каракуля, соседи пришли к выводу, что мама должна продать шубу, а на вырученные деньги купить габардиновые макинтоши для всех членов нашей семьи, заплатить за год вперед за уборку мест общего пользования, а остальную сумму положить в сберегательную кассу на срочный вклад.

Но мама не сдавалась:

- Всю жизнь я мечтала о такой вещи. Всю жизнь работала не покладая рук. Неужели же я не заслужила на старости лет?..

С той поры у мамы началась нелегкая жизнь. Шуба мешала ей ездить в Цхалтубо лечить радикулит - в ломбард сдать шубу на лето мама опасалась. Мама избегала пользоваться городским транспортом: ценная вещь в толкучке может истереться. Из-за всего этого мама окончательно расстроила свое здоровье и раззнакомилась с приятельницами, советовавшими отдать шубу скорняку для переделки.

- Удивительно наивные люди! - изумлялась мама. - Словно малые дети. Не знают, что скорняки - это лихачи, которые оставят от моего каракуля только рожки да ножки.

Теперь у мамы нет ни приятельниц, ни соседей по квартире: мы уже давно переехали в отдельную. Поэтому добрые советы ей удается слышать довольно редко, лишь когда она поднимается на лифте с двумя старушками.

- Великолепную шубу вы сегодня на балконе просушивали! - говорит одна из них, владелица черно-белого терьера, по кличке «Афоня». - Но имейте в виду, такой каракуль быстро стареет, если его не прогуливать!

- Прогуливать и оберегать от вредителей! - вторит ей другая дама с собачкой - хозяйка крошечного спаниеля. - Но запомните, моль сейчас не такая, как в наше время, она уже не реагирует на нафталин. Вы не расстраивайтесь, зато она имеет идиосинкразию к тридцатипроцентному хозяйственному мылу.

Теперь мама заставляла меня после лекций прогуливать шубу перед домом. Карманы шубы были битком набиты кусочками тридцатипроцентного хозяйственного мыла, и от меня за версту несло нафталином.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены