Знаете ли вы, что левша...

Е Нерпова| опубликовано в номере №907, март 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ребенок родился левшой... Ничем другим, кроме этого недостатка, он как будто не отличается от своих сверстников... Недостатка? Но так ли это?

Леворукость у человека давно интересовала ученых. Ведь она всего лишь частный вопрос большой проблемы асимметрии в живой природе, проблемы, которую изучали такие ученые, как Луи Пастер, Тимирязев. Вернадский.

Специально изучением леворукости и праворукости занимался крупнейший советский ученый. член-корреспондент Академии медицинских наук, профессор Б. В. Огнев.

И ученым удалось выяснить вещи поистине необычайные...

Задумывались ли вы когда-нибудь над историей письма? Почему большинство человечества пишет слева направо, а, например, некоторые южные народы - справа налево? Японцы же, древние египтяне и некоторые другие экваториальные народы пишут сверху вниз.

Профессор Огнев выдвинул интересную, хотя и спорную, гипотезу, что в основе исторически складывающегося письма лежала леворукость или праворукость населения той или иной страны! Ибо статистика доказала, что в южном полушарии нашей планеты процент левшей намного выше, чем в северном: так, если в умеренной зоне северного полушария их всего 3 процента, то, например, на Корсике, в Сардинии и Сицилии - левшей уже 7 процентов. В Австралии-25, а среди коренного населения Южной Африки их еще больше. Вот так и развилась на юге письменность справа налево.

На экваторе же, где самый высокий процент рацематов, то есть людей, одинаково владеющих обеими руками, пишут сверху вниз.

Но отчего это происходит? И почему все-таки большинство людей на Земле праворуки?

Давно известно, что человек, заблудившийся в лесу, лошадь, сбившаяся с пути во время метели. «кружат» на одном месте, то есть бессознательно движутся по кругу, причем замечено, что в северном полушарии они всегда передвигаются в направлении справа налево.

Профессор Огнев полагает, что это связано с вращением Земли, а именно с его кариолесовым ускорением. Именно благодаря ему теоретически выходит, что обитатели северного полушария должны быть праворукими, южного - левшами, а жители экваториальных областей - рацематами. Праворуких же на Земле неизмеримо больше из-за того, что человек как вид, по всей вероятности, сформировался в северном полушарии и оттуда уже расселился по земному шару.

Следовательно, леворукость - это не просто случайная аномалия, не порок развития, а приспособление организма к условиям внешней среды на Земле.

Но тогда сам собой напрашивается вопрос, что в организме левшей есть и другие особенности, отличные от организма праворуких. И это действительно так. Весь организм человека-левши построен в соответствии с его леворукостью, у него, в частности, иначе заложены некоторые центры безусловных рефлексов в центральной нервной системе. Вот почему не нужно и даже опасно «переучивать» ребенка-левшу и насильно заставлять его все делать правой рукой. Это калечит ребенка: ему трудно брать игрушку, писать правой рукой. Безусловные рефлексы левой руки искусственно тормозятся, в то время как более слабые рефлексы правой должны напрягаться до предела, чтобы достичь того, что левой руке далось бы без труда.

В итоге замедляется умственное и физическое развитие ребенка.

Известно, что у левшей имеется два речевых центра в головном мозгу и подчас, при усиленном насильственном переключении детей с левой руки на правую, у них может возникнуть заикание, вплоть до потери речи.

Кроме того, постоянное напоминание ребенку, что у него имеется «недостаток», что он не такой, как все, развивает в нем чувство неполноценности, делает его робким, малоактивным, необщительным.

Если же ребенка-левшу оставить в покое, не делать ему замечаний, то он сам рано или поздно научится пользоваться обеими руками: ведь все окружающие нас предметы - двери, музыкальные инструменты, рулевые управления - созданы с расчетом на праворуких людей, и левше невольно придется приспосабливаться к этому.

В Австралии, где, как уже было сказано, 25 процентов населения - левши, в школах пишут правой и левой рукой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены