Рабочий получил диплом. А дальше?

Э Черепахова| опубликовано в номере №907, март 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я не специалист и далека от мысли составлять какие-либо прожекты по ведомству отдела вузов. Но вот что хочется отметить: Викентий Михайлович был на ЧТЗ почти в одно время со мной. Ему, как представителю Госплана, предстояло выяснить, как используют молодых специалистов на заводе. И странно: ни о Дмитриченко, ни о Подкосовой, ни о других он ничего не слышал. Та информация, что была им собрана, не внушает беспокойства, она безобидна, корни ее уходят в чисто локальные, особые обстоятельства.

Я спрашиваю Викентия Михайловича, какой смысл рабочему учиться вечером или заочно, если знания затем замораживаются. Он пожимает плечами.

- Ну, пусть учатся, подумаешь!... Вечернее и заочное образование раз в 25 дешевле дневного. Расходы в конце концов в масштабах федерации невелики.

Вот как! Но, во-первых, надо беречь каждую государственную копейку, а во-вторых, не все можно и нужно мерить на рубли. А расход человеческих сил? Ведь принимает же Госплан в расчет моральный износ машин! Конечно, моральный износ человека - это нечто другое, но и его нельзя не учитывать Госплану.

Развитие промышленности идет сейчас таким образом, что потребность в специалистах не только не уменьшается, но, напротив, ширится. Челябинск, о котором мы ведем речь, входит в Южно-Уральский совнархоз. И вот этот самый совнархоз присылает в Госплан РСФСР заявку: мол, нам в 1965 году понадобится 3 335 человек с высшим образованием и 3 168 человек со средним. Госплан же торгуется: даем 1 200 человек с высшим, 2 500 со средним техническим. Разумеется, речь о дневниках. Ни вечерников, ни заочников не планируют и не учитывают. В их «личную жизнь» Госплан не вмешивается. И получается нелепая вещь: в связи с растущими потребностями производства Госплан планирует, рассчитывает прием в вузы и техникумы все новых и новых людей, а выпускники, получившие образование «без отрыва», стареют как специалисты, замораживают вложенные в них знания и средства.

- Если бы некоторых таких спецов с ЧТЗ направить, допустим, в Калмыкию... - мечтает товарищ Иванов.

Но никто не имеет права направлять куда-либо специалиста - вечерника или заочника. Столкнувшись с этим противоречием, Госплан может только к нашим сетованиям прибавить свои. А ведь не в этом задача Госплана... Отдел вузов как будто правильно и четко сопоставляет необходимые данные: уровень развития промышленности и численность промышленно-производственного персонала, возможную ежегодно убыль спецов и потребность в специалистах для вновь возникших отраслей и т. д.

Он изучает факты, присланные с мест, складывает, множит и вычитает цифры, стремясь к истине. Чего же, кажется, еще? И тут мне приходит на память одна из самых фантастических историй, рассказанных Карелом Чапеком, - история о том, как два робота, две машины полюбили друг друга и «очеловечились», опрокинув немыслимо точные расчеты своих создателей. В этой истории выражено вечное, нетленное желание человека не дать прогрессу, «чистой» науке, цифре примата над собой. Помните, как у Вознесенского в новой поэме:

Смертны техники и державы, проходящие мимо нас. Лишь одно на земле постоянно, словно свет звезды, что ушла, - продолжающееся сияние, называют его душа.

Может быть, в Госплане посмеются над таким выводом, но все-таки выход я вижу в том, чтобы считаться с вышеупомянутым «сиянием». Тогда неуловимый формализм, в силу которого уже много лет, допустим, в Челябинске дипломированные специалисты толкают тележки с деталями, а в Элисте - острый голод на специалистов того же уклона, перестанет быть для Госплана шарадой, которую якобы разгадать пока невозможно.

Люди - в этом все дело, - люди стоят за цифрами. Стоит только вглядеться. Пока же хочется, как та охранница у ворот ЧТЗ, спросить:

- Порядок должен быть, ай нет?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены