Смуглая, худенькая, смоляные волосы задевают плечи; выразительные руки беспрерывно в движении, помогают словам. Темные глаза, возбужденные, блестящие, передают все богатство Галиных эмоций.
- Ну вот, глядите, я кто?
- Как кто? Учетчица на револьверном участке.
- Дура я - вот кто! Подумать только, окончила машиностроительный техникум. Дневной. Защитила дипломную «Разработка ходовой части гусеничной машины». С отличием. Диплом вручили: техник-механик по гусеничным машинам. Здорово, да? Мать на радостях пироги испекла. Распределили на ЧТЗ. Тоже удача! Такой завод - мечта! В отделе кадров мой диплом повертели: «Слесарем хочешь? Рихтовать там, нарезать, полировать... У нас тут дипломированных - что твоя академия». Сказала: «да». Поработала чуток, и так случилось, что на одном участке учетчица ушла. Взяли меня. Зарплата - 70 рублей. И уральские платят 15 процентов. В общем, с деньгами ничего. Если бы я по специальности, конструктором работала, больше не заработала б. Но для меня вопрос не только в деньгах. Я училась? Училась. Хорошо? Вполне. А к чему это все? И зачем только мама пироги пекла, поздравляла?
У Нины вид студентки: крупные очки на маленьком носике, строгое бледное лицо.
- Я заочно Индустриальный тульский техникум окончила. С ЧТЗ мы старые знакомые: я уж тут седьмой год. На каких только станках не работала! Кое-чему получилась - богатая практика. Думала, пора и теоретических знаний поднабраться. Перспектива появится. Жизнь раздвинется. Все ведь так говорят н в газетах пишут... Ну, защитила диплом. И никто этого даже не заметил. Знаете, даже разряд не повысили: как был первый, так и остался... Как же так? Я просто не могу успокоиться. Работать станочницей, конечно, не зазорно. Но ведь я получила другую специальность - технолога. Я хочу реализовать свои знания, свои права... Придется уйти отсюда, наверно. А ведь как хотелось стать кадровой работницей!
Нина Комарова говорила не сама. Она уже ушла с ЧТЗ в поисках работы по специальности. За нее говорил секретарь комитета комсомола тракторного корпуса Толя Александров:
- Ушла Нина на другой завод. Я даже не останавливал. Как остановишь? Дипломированный специалист, а чем занят: тележку с деталями толкает. Это порядок? Девчонка на все сто! Отпускали со слезами. Да не одна она, много у нас таких было и сейчас есть...
Что же происходит и, главное, что будет происходить с дипломированными специалистами дальше? Через три-четыре года нереализованные ими звания начнут выветриваться, из памяти уйдет многое из того, что дали лекции, семинары, учебники... И потом этот замкнутый круг: приходишь, допустим, в техбюро, начальник первым делом спрашивает: есть ли опыт работы по специальности. Опыта нет. Следует отказ: «Вы давно окончили, а ни дня не работали»... А вакансий-то, бывает, годами нет, значит, и опыта набираться негде. В предвидении этой ситуации новоиспеченные дипломники штурмуют отдел кадров, но там им опять и опять советуют «подождать».
Происходит буквально растрата образования. Растрата самого ценного, чем мы располагаем, - человеческих ресурсов. Есть ли это результат чьей-то местной недобросовестности, бюрократизма или черствости? Возможно, в каких-то отдельных случаях - да.
Возможно, следовало бы заняться вопросом: отчего на Челябинском тракторном оказывают мужскому полу значительное, почти безусловное преимущество перед женским, отчего «женский диплом», по мнению некоторых руководителей, стоит дешевле «мужского»? Но это тема отдельного разговора, и не она решит проблему, волнующую молодых специалистов.
Передо мной весьма любопытные цифры. Оказывается, на заводе 4 331 инженерно-технический работник. Из них - 2 937 человек не имеют дипломов, а занимают итеэровские должности как практики, отдавшие заводу чуть не всю жизнь и прошедшие свои «университеты», как говорится, собственным хребтом. Можно ли это скинуть со счета, не учесть и того, что люди эти в конце концов не так уж далеки от пенсионного возраста? Нельзя: ведь это люди, а не статистические единицы...
Как же быть? И где корни проблемы, остро стоящей отнюдь не только перед ЧТЗ?
Я отправилась в Государственную плановую комиссию РСФСР, в отдел вузов и научных учреждений. Длительная беседа с заместителем начальника отдела В. М. Ивановым.
Викентий Михайлович внимателен, хорошо информирован, располагает массой письменных и устных доказательств того, что система планирования выпуска из учебных заведений предельно точна и гибка; придумать что-либо более совершенное немыслимо.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.