Мог ли заговорить Маугли

Е Сухинина| опубликовано в номере №907, март 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Древнегреческий историк Геродот рассказывает, как однажды фараон Псамметих решил выяснить, какой из народов Земли самый древний. Критерием древности народа фараон выбрал... речь. Двух новорожденных младенцев воспитывали так, что они не слышали человеческого голоса. Фараон решил: на каком языке заговорят дети, став взрослыми. тот и будет считаться наиболее древним, так сказать, первозданным. В лепете подрастающих детей молчаливым воспитателям послышалось часто повторяемое слово «бэкос». Сообщили об этом фараону. Тот созвал мудрецов и приказал узнать, в каком из известных им языков есть подобное слово. Ответ придворных языковедов огорчил фараона: оказалось, что слово «бэкос» по-финикийски означает «хлеб». Увы, фараон вынужден был признать, что финикийцы - народ более древний, чем египтяне...

Аналогичный опыт проделал в XIII веке германский император Фридрих II. Так же, как Псамметих, он приказал воспитывать нескольких новорожденных при полном молчании нянек и кормилиц. Греческий, арабский. древнееврейский - какой из этих языков свойствен людям от природы, хотел выяснить император. Опыт его не удался: все дети умерли до того, как начали говорить...

Фараон и император наивно считали речь свойственной человеку от природы, введенные в заблуждение легкостью, с которой дети усваивают речь. А «легкость» эта - сложный вопрос физиологии, психологии, медицины. Повышенная скорость тока крови, усиленная кровоподача к участкам мозга, «управляющим» речью и памятью, «стерильность» мозга, не перегруженного впечатлениями внешнего мира, - словом, весь организм ребенка самой природой предназначен для усваивания речи на определенном этапе развития, недаром, если ребенок по каким-нибудь причинам не научился говорить вовремя, последствия бывают самые трагические...

... В одной голштинской деревне обнаружили мальчика девяти лет, мать которого, стыдясь, что ее ребенок незаконнорожденный, все девять лет прятала его в погребе. В дело вмешались власти. Ребенка поместили в клинику, ему создали нормальные условия жизни. Но было уже поздно. Он не научился говорить и остался слабоумным.

В 1798 году большой интерес вызвал так называемый «дикарь из Авейрона» (Франция) - мальчик лет одиннадцати - двенадцати. пойманный охотниками в лесах, где он скитался, вероятно, не один год. Мальчик не понимал человеческой речи и был совершенно дик. известный врач и учитель глухонемых Итард прилагал невероятные усилия,

чтобы пробудить его сознание и научить говорить. Но все было напрасно...

Две индийские девочки, найденные в 1920 году в логове волка, известные Ама-ла и Камала, также сильно отставали в развитии. Камала в возрасте семнадцати лет находилась на уровне развития двух-трехлетнего ребенка, ходила на четвереньках и знала всего около тридцати слов.

Эти жестокие «опыты», поставленные самой природой, наглядно показывают, что человек не обладает врожденным сознанием и языку может научиться лишь в общении с людьми и, самое главное, что раннее детство - единственный возраст, когда он легко овладевает речью. Вывали исключения из этого правила, но...

Более тысячи монографий, статей, исследований было посвящено Каспару Гаузеру при жизни и еще больше - после смерти, такой же таинственной, как и вся его история.

Он появился на городской площади старого Нюрнберга летом 1828 года. Юноша лет шестнадцати-семнадцати лепетал что-то, как двухлетний младенец, и почти не умел ходить. Странную историю рассказал он о себе. когда через некоторое время научился говорить. Он помнил себя в низкой пустой комнате, в абсолютной темноте, куда не проникал ни один звук. Никогда не видел людей, не слышал человеческой речи. Хлеб и воду ставили около тюфяка, когда он спал. Сколько лет провел в темнице? Кто были его тюремщики? Юноша не знал. На просьбу ко всем, кто мог сообщить хоть что-нибудь о Каспаре Гаузере, никто не откликнулся.

Тем временем юноша учился ходить, говорить и постигал окружающий мир. Он оказался подлинным вундеркиндом: с удивительной легкостью запоминал раз сказанное, безошибочно определял то, что было для него жизненным и важным. Вскоре он не только говорил, но читал и писал. И вот поползли слухи: Каспар Гаузер - это не кто иной, как лишенный престола принц Баденский... Вокруг Каспара складывались легенды, кипели споры. В 1833 году в городе Ансбахе Каспар Гаузер был убит ударом кинжала.

История «нюрнбергского найденыша» длилась всего пять лет (1828-1833). Но прошло уже более столетия, а «историческая загадка», как называли Каспара Гау-зера его современники, до сих пор не разрешена. Разрешить ее на основании фактов, очевидно., невозможно. О Каспаре Гаузере известно лишь, что, просидев в заточении лет 15-16, он затем с удивительной легкостью научился говорить, писать и даже поступил на службу, то есть ему удалось то, что не удавалось никому ни до, ни после него. Возможно ли это? Даже многие современники Каспара Гаузера считали его ловким мошенником и шарлатаном. А что по этому поводу можем думать мы? Случай ведь действительно из ряда вон выходящий... Правда, профессор антропологии Денверского университета Ревендер Синг сообщает о найденном в 1933 году в лесах Сальвадора мальчике лет пяти, совершенном дикаре, который впоследствии стал приветливым, разговорчивым и успешно учился в школе. Но этого, пожалуй, недостаточно, чтобы «защитить» доброе имя Каспара Гаузера от клейма шарлатана и мистификатора...

Сейчас в Индии ведется наблюдение над мальчиком по имени Парсхурам, найденным в 1957 году в стае волков. Комиссия врачей пришла к выводу, что интеллект ребенка не пострадал от ненормальных условий жизни и что мальчик, который совсем недавно выл. лакал воду по-звериному, бросался на окружающих, в дальнейшем будет развиваться нормально. С тех пор прошло уже семь лет. Парсхураму сейчас лет 15. Развивается ли он? Овладел ли речью? Соответствует ли его развитие возрасту? Об этом пока мы не знаем. Думается, результаты наблюдений индийских ученых будут ответом на многие вопросы, связанные с развитием речи и сознания у человека: прольют свет на легенду о Ромуле и Реме, на сказку о Маугли и на зловещую историю Каспара Гаузера.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Четвертый ледниковый период

Фантастическая повесть