Кровь и позолота

Винченцо Росси| опубликовано в номере №778, октябрь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Более двух десятилетии томится Испания под игом франкистского режима. Нищета и голод, тюрьмы, переполненные борцами за свободу, неограниченная власть аристократической знати и грубой военщины - такова Испания сегодня.

Оплотом и верным прислужником диктатуры Франко является католическая церковь. Высшему духовенству нет никакого дела до страданий народа. Оно равнодушно пропускает мимо ушей сетования своей покорной паствы и совершенно не реагирует на «крамольные» протесты священников бедных приходов, требующих проводить более справедливую и человечную политику. Многие из таких прогрессивно настроенных священников лишаются сана. До сих пор «святые отцы» питают лютую ненависть к тем служителям церкви, которые а годы гражданской войны находились в рядах республиканцев, сражаясь против фашизма в стране басков и в Каталонии.

Католическая церковь, завоевавшая печальную известность своим мракобесием и консерватизмом, пытается взять под контроль «душу» каждого своего прихожанина, его сокровенные мысли. Все, что имеет хотя бы косвенное отношение к культуре, к общественной жизни, к человеческому прогрессу, тотчас же объявляется современными инквизиторами «порождением дьявола». Характерно, что вопросами просвещения и воспитания, особенно молодого поколения, ведает сейчас в Испании церковь. И вот результат: почти половина населения страны не умеет читать и писать.

Даже ритуал церковных богослужений носит здесь мрачный, гнетущий характер. Как напоминают они времена «святейшей инквизиции», времена средневековья!...

Не так давно мне довелось увидеть и сфотографировать религиозную процессию в Севилье. Я знаю, что читателям советского журнала некоторые уличные сцены, запечатленные мною, покажутся странными и маловероятными. Но поверьте, что и я, житель Рима, был немало удивлен, глядя на огромные бронзовые фигуры Христа, плачущих мадонн и черные распятия, покачивавшиеся над многотысячной толпой. С иезуитской старательностью, граничащей с садизмом, были изображены на телах «святых» раны и язвы. Красноватый свет пылающих факелов отражался в блестящей позолоте носилок и колесниц. И эти багровые пятна очень походили на расплывшиеся капли крови.

Поистине кровь и позолота!...

В век расщепления атомного ядра и полетов в космос странно было видеть на улицах средневековых иезуитов в длинных черных сутанах и плащах, в остроконечных высоких колпаках, знакомых нам по бессмертным рисункам Франсиско Гойи.

А в то самое время, как в центре Севильи двигалась эта странная процессия, охраняемая войсковыми частями и полицией, на окраинах города рабочий люд жил своей обычной трудовой жизнью, прозябая в голоде и нищете. Среди покосившихся лачуг бродили одетые в жалкие лохмотья дети грузчиков, каменщиков, плотников. Сюда временами доносилось заунывное пение церковников, приглушенный рокот барабанов и зловещий гул литаний...

Прав был великий испанский художник, сказавший, что «дремлющий ум порождает чудовищ». Как иначе назовешь «духовных пастырей», которые избрали своей эмблемой инквизиторский крест!

Но победят воля и разум. Испанский народ ведет мужественную борьбу с франкистским режимом. И недалек тот час, когда над Севильей, над всей испанской землей засияет яркое солнце свободы, мира и счастья!

г. Рим, сентябрь 1959 года.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены