Заметки с американской выставки
От станции метро до входа в парк «Сокольники», где расположилась Национальная выставка США, ведет прямая асфальтированная аллея. Еще издали видны золотистый Геодезический купол и развевающиеся рядом государственные флаги США и СССР. Звучит музыка. Голос диктора с небольшим иностранным акцентом произносит:
- Добро пожаловать! Мы надеемся, что вам понравится наша выставка!...
И советские люди идут на выставку, как выразился один западный журналист, «с открытым сердцем и внимательным умом».
На огромном транспаранте в главном павильоне написано: «Может быть, нигде многообразие Соединенных Штатов не отражается так, как в американской кухне!»
Хорошая кухня - мечта любой хозяйки! И устроители выставки это учли: отдельная кухня, кухня в образцовой городской квартире, кухня в «типичном домике среднего американца».
Но мы знаем, что США - высокоразвитая индустриальная держава. Мы много читали и слышали о талантливых американских инженерах и ученых, решавших сложнейшие технические проблемы современности, о квалифицированных рабочих крупнейших в мире заводов, создававших замечательную продукцию века. Естественно, что советские люди хотели увидеть свидетельства технического прогресса Америки непосредственно, а не через кухонное оборудование... Кажется, будто хозяева выставки не дают гостям осмотреть весь свой дом, а держат их на кухне.
Кстати сказать, хотя здесь все время говорится - и в пояснениях гидов и в надписях и транспарантах - о «средней американской семье», оказывается, многие из основных экспонатов недоступны «средним». Образцовая городская квартира слишком дорога, холодильники - тоже (женщина - гид призналась, что «средние» покупают подержанные холодильники, более дешевые!), а отдельной образцовой кухни, выясняется, вообще не существует: это только образец будущего!
Выступая на открытии выставки, вице - президент США Р. Никсон тоже много говорил о «процветающей средней американской семье». Но незадолго до этого исследовательский комитет Геллера при Калифорнийском университете опубликовал данные, касаю - диеся как раз этой самой семьи.
Попробуем сравнить некоторые цифры. Р. Никсон: «Каждая семья покупает в среднем 9 мужских костюмов и женских платьев и 14 пар обуви в год». Исследовательский комитет: «Процветающая американская семья (проживающая на западном побережье, где заработки обычно выше, чем в других районах. - К. В.) может купить: один костюм - каждые два года, пальто - раз в 10 лет, женскую шляпу - раз в два года, зимнее женское пальто - раз в пять лет и летнее - раз в четыре года».
В тени маленькой рощицы, где расположились «скульптурные» экспонаты, которых стесняются нежные русские березки, я встретил своего знакомого, английского студента Эдди Томсона. Он шел в сопровождении двух молодых американцев: худенькой черноволосой девушки и коротко остриженного парня. Эдди познакомил нас. Девушку звали Марией, и работала она на выставке продавщицей воды «пепси - кола».
- Я только что окончила университет, - сказала Мария по - русски, - и страшно довольна приездом в Москву!
Мы заговорили о выставке. Эдди положил руку на плечо американцу и сказал:
- Да, Джон, что - то не то вы привезли в Москву... или больше нечем похвастаться? Русских не удивишь... На пятки наступают?
Рядом с нами стали останавливаться, вступать в разговор, тан что скоро образовалась довольно большая группа.
- Вот вы все время говорите о «среднем» человеке, - замечает молодой рабочий с «Серпа и молота». - Если берется рабочий, служащий, артист или фермер, то это опять - таки «средние» люди, минимум с пяти - десятилетним рабочим стажем. А как живут молодые специалисты? Учатся ли рабочие?..
Вопросы, реплики сыплются со всех сторон. Джон переходит в наступление:
- ... Ну, а автомобили! Ведь таких автомобилей у вас нет!
Коренастый парень в синей тенниске улыбается:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.