Публикуемый фотопортрет Г. М. Димитрова был сделан в 1936 году, через два года после того, нам Москва встречала великого сына болгарского народа, вырванного из рук фашистских палачей. Это радостное событие ежегодно отмечалось в семье Димитровых как второй день рождения Георгия Михайловича. Автором снимка является крупнейший советский фотохудожник М. С. Наппельбаум, создавший широко известные портреты Ленина, Дзержинского, Горького, Уэллса, Шаляпина, Станиславского.
В последние годы нам часто доводилось бывать у ныне покойного М. С. Наппельбаума. Вот что рассказывал фотограф о том, при каких обстоятельствах он снимал Георгия Михайловича:
- Когда мне позвонили и попросили приехать в подмосковное село Волынское, я с радостью согласился. Простота и сердечность, с которыми встретил меня хозяин дома, сразу же покорили меня. Поздоровавшись со мной, Георгий Михайлович полушутя - полусерьезно заметил, что при всем уважении ко мне он не пригласил бы меня с аппаратом, если бы не настоятельная просьба друзей. «Я не люблю фотографироваться, да вот заставляют это делать».
Георгий Михайлович настоял на том, чтобы прежде всего я вместе со всеми сел за празднично убранный стол. И только после обеда, когда все перешли в другую комнату (насколько мне помнится, среди гостей были Вильгельм Пик, Пальмиро Тольятти и другие видные деятели международного рабочего движения), я наконец смог заняться фотографированием. Сначала сделал групповой снимок, а затем несколько раз сфотографировал самого Димитрова...
Нам остается добавить немногое: наппельбаумовский портрет висел над письменным столом Г. М. Димитрова до последнего дня жизни этого выдающегося деятеля международного рабочего движения.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.