Виноватых не было: мы сами чересчур увлеклись маршрутом и в последние дни легкомысленно отмахивались от ворчания шофера Васи Тулякова. Бензин кончился, как нам показалось, слишком внезапно. Вдобавок Туляков преподнес эту новость не без издевательства.
- Ну, заправились, дорогие граждане изыскатели? - вкрадчиво спросил он после завтрака. - Добавочки не требуется?
Самый воспитанный человек нашего отряда, старший коллектор Петя Угловский, не чувствуя подвоха, вежливо поблагодарил:
- Спасибо, Вася. Вполне достаточно.
- Тогда порядок, - усмехнулся шофер. - А то я хотел сухариков предложить. Консервы тю - тю, ни одной банки. Вам такая новость известна?
- Известна, - сказала, поднимаясь с кошмы, начальник отряда Елена Андреевна Шухова. - Заводи. Курс прямо на базу. Без остановок.
- Насчет базы прошу извинить. - Вася встал, подошел к грузовику и нанес сапогом неповторимый шоферский удар по переднему скату. - Красавица машина! Клапана не стучат, тормоза не скрипят. Одно неважно: горючее кончилось. На час езды наскребу, а до базы, насколько я помню, двести километров... Так что можете загорать.
Вокруг лежала безжизненная, плоская до головокружения равнина. Ее горизонт стушевывался белесой снежной мутью, а солнце желтым пятном еле - еле поблескивало сквозь грязноватые низкие облака.
Первым опомнился Петя Угловский. Он торопливо достал из планшета карту, протер вспотевшие очки и ткнул пальцем куда - то в сторону:
- Катастрофы не произошло! В сорока километрах отсюда метеостанция на колодце Муборак. Полагаю, что бензин взаймы под расписку они нам предоставят.
- Нет! - неожиданно крикнула Шухова. - Нет! Ни в коем случае! Одалживаться у мубораковцев не разрешаю!
Туляков, уже открывший дверцу кабины, изумленно повернулся:
- Начальство шутит?
Нервно теребя бахрому теплого оренбургского платка, Шухова упрямо повторила:
- Не разрешаю! Приказываю ждать!
- Вы успокойтесь, Елена Андреевна, - пролепетал растерянный Угловский. - Трезво оцените обстановку.
- Обстановка ясная! - пробормотал Туляков. - Четырьмя невырытыми могилами пахнет.
Вася, конечно, преувеличивал опасность. Но, не имея радиостанции, очутиться без еды и горючего на необитаемом плато и ждать неизвестно чего, когда неподалеку, по здешним масштабам совсем рядом, живут люди, - решение почти преступное.
Несколько минут мы все молчали. Тонко посвистывали струйки поземки, и ветер гасил спичку за спичкой в руках Тулякова. Петя Угловский угрюмо смотрел под ноги, и по всему его виду было понятно, что ему мучительно стыдно за нелепый приказ начальника отряда.
Стараясь ни с кем не встречаться взглядом, Елена Андреевна шагнула к машине.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.