В церковной книге села Тарханы за 1826 год великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (ему было тогда 12 лет) записан Михаилом Евтихиевичем. В чем дело? Оказалось, что у отца М. Ю. Лермонтова - Юрия Петровича - было второе имя: Евтихий. В метрической книге 1831 года в графе умерших в октябре было записано следующее: «Первого числа корпус-капитан Евтихий Петров Лермонтов, неслужащий, вдовый». Таким образом, подтвердилось второе отчество М. Ю. Лермонтова. Лермонтовед профессор Б. Эйхенбаум дал этому следующее объяснение: «Имя Евтихий было родовым в семье отца. В XIX веке оно уже звучало слишком простонародно и, как это часто бывало, осталось в официальных документах, а в быту было заменено другим, более светским». Объяснение это неверно. Историки резонно возразили по этому поводу профессору Б. Эйхенбауму. Обычай двойных имен издревле существовал на Руси. Николай Иванович Костомаров приписывал этот обычай суеверной вере в то, что «лихие люди, зная имя человека, могут делать ему вред чародейным способом... Поэтому прикрывались чужим именем, скрывая настоящее» (Н. И. Костомаров «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях», 1960 год). Летописец XIV столетия повествует о кончине суздальского князя в 1383 году так: «Преставился князь великий Дмитрий Константинович... нареченный в св. крещении Фома». Царь Иван III, кроме своего мирского имени, имел второе - Тимофей, которое ему дали при крещении. Борис Годунов имел второе имя - Яков, князь Дмитрий Пожарский - Козьма. Это второе, тайное имя человека обычно знали только он сам, его родители и его духовный отец. Оно открывалось только при отпевании покойного. Обычай этот постепенно исчезает с начала XVIII века, но кое-где сохраняется еще долго. Например, все дети драматурга и поэта XIX века И. М. Долгорукова имели двойные имена. Можно предполагать, что в этих случаях поводом для второго, тайного имени было не суеверие, а давняя семейная традиция. В этой связи уместно напомнить, что исследователи встречали двойные имена у русских крестьян даже в конце XIX - начале XX века.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Интервью с директором «Кинолюбителя»