Писатель Михаил Колесников известен своими книгами «Счастливый оазис», «В городе Долгой Весны», «Удар, рассекающий горы», в которых воспевается красота и величие братских взаимоотношений народов социалистического лагеря.
В «Счастливом оазисе» повествовалось о русских и монгольских ученых - исследователях районов Хангая и Гоби, в двух последующих книгах - о труде китайских, русских, чешских и венгерских инженеров - строителей и изыскателей.
Оставаясь верным теме труда, Михаил Колесников в своей новой повести, «Рудник Солнечный», выпущенной издательством «Молодая гвардия», решает ее по-новому. Речь здесь идет о труде писательском, который сопоставляется автором с трудом горняцким, как, впрочем, и со всякой другой производственной работой.
Молодой рабочий-экскаваторщик написал повесть о своих друзьях, о родном руднике. Ему помогли подготовить рукопись к печати. Критика доброжелательно встретила книгу, справедливо увидев в ней свежесть и новизну восприятия жизни. Начинающий литератор переехал в Москву. Ему кажется, что он уже настоящий писатель, что он может теперь одно за другим создавать художественные произведения. Но его постигает неудача: вторая книга получилась надуманной. До него доходят нелестные отзывы критиков. Никто не проявляет уже интереса к новому произведению. Что делать? Продолжать дальше литературную работу, не веря в свои силы, не зная, о чем писать? Положение усугубляется ссорой с любимым человеком - актрисой Лилей. И неожиданно, как сноп яркого света в ночи, приходит решение: назад, в Сибирь, назад к трудной творческой жизни, к близким и понятным людям, к чистому роднику, припав к которому, можно забыть все невзгоды! Кипучая трудовая жизнь властно позвала его.
Встрече с рудником, его людям, тому, как приходят к молодому литератору недостающие ему качества: жизненный опыт, зоркость и проницательность взгляда, знание человеческих характеров, - посвящена повесть Колесникова.
Образ центрального героя, от имени которого ведется повествование, - несомненная удача автора. Он честен. Это главная черта его характера. И именно честность не позволяет ему идти окольными путями, более легкими и заманчивыми. А это вызывает к нему симпатию читателя, несмотря на то, что иногда создается впечатление, будто герою недостает воли, активности.
За последнее время появился ряд слабых, надуманных произведений, таких, например, как справедливо критиковавшиеся повести Л. Овалова «Медная пуговица»или Е. Ржевской «Спустя много лет». Одной из существенных причин ущербности этих книг, на мой взгляд, является плохое знание авторами современной жизни народа.
В самом деле, история человечества не знает другой такой эпохи, когда бы столь стремительно и бурно рождалось новое, развертывалась небывалая активность народных масс. Все это требует от литератора еще более тесной связи с жизнью, поисков нового подхода к ней и новых методов изображения». Возникла настоятельная потребность вдуматься в специфику писательского труда, осмыслить все то, что дает писателю возможность шагать в ногу со временем.
И над этим размышляют не только критики, но и прозаики, поэты, драматурги.
Дань этой потребности отдали и В. Кочетов в романе «Братья Ершовы» и А. Калинин в романе «Суровое поле».
Эти вопросы ставит в центре своего нового произведения и Михаил Колесников.
В отличие от романа А. Калинина «Суровое поле», где выразительно воспроизведен творческий процесс изнутри, художественно раскрыта писательская лаборатория, психология творчества, Колесников показывает своего героя не за писательским столом, а в кипении жизни, в тесном общении с героями будущих его произведений, в совместной дружной работе с ними.
Сама жизнь учит героя повести - писателя, подсказывает ему замыслы, идеи, характеры.
Герой повести М. Колесникова, как и герой романа А. Калинина «Суровое поле» писатель Михайлов и художник Виталий Казаков из романа В. Кочетова «Братья Ершовы», - живое и наглядное подтверждение правильности мыслей о необходимости для литератора постоянно и активно вторгаться в жизнь, ни на день, ни на час не отрываться от рядовых армии строителей коммунизма.
В «Руднике Солнечном» образу молодого писателя противопоставлен другой образ литератора, Трифона Камчадала. Когда - то, много лет назад. Камчадал создал неплохую книгу. Это дало ему повод остановиться на достигнутом. И вот теперь он приехал на рудник изучать жизнь, собирать материалы для нового произведения. Но если для главного героя изучение жизни - активное вторжение в нее, то для Камчадала - это туристическая прогулка. Глазами постороннего, бесстрастного человека смотрит он на людей, на их дела, на механизмы. И люди кажутся ему непонятными, и для рабочих он чужой человек, случайный гость. Камчадал слоняется по карьеру, всех стесняет, что - то записывает в книжечку, задает рудокопам нелепые вопросы и поражается непонятными ему ответами.
Этот образ писателя - верхогляда, ремесленника, - написанный в сатирическом плане, свидетельствует о порочности метода стороннего наблюдения, бытующего еще среди некоторой части литераторов.
В повести ничего не говорится о дальнейшей судьбе главного героя, от имени которого ведется повествование, и Трифона Камчадала. Но проницательный читатель без особого труда догадается: главный герой действительно создаст книгу о своих друзьях и современниках, согретую большой человеческой теплотой, озаренную страстью, а Камчадал выпустит холодную, ремесленную поделку, которая будет пылиться на книжных прилавках и не найдет дороги к сердцу читателя.
Много внимания уделяет М. Колесников образам рабочих и инженеров рудника. Главный инженер Екатерина Ярцева, машинисты экскаваторов Паранин и Бакаев, инженер Дементьев, начальник рудника Кочергин, рабочие Паутов, Глущаков, Ларенцов и другие - все эти персонажи запомнятся читателю, в них он справедливо увидит выхваченных из жизни людей, прямых, честных и умных, спокойно делающих свое важное дело, упорно прокладывающих пути в завтрашний день. Эти герои, обладающие самыми различными характерами, едины в своей устремленности в коммунистическое будущее.
Автор повести проявляет острую проницательность и незаурядное мастерство в изображении характеров.
Это особенно наглядно видно в обрисовке героя повести - молодого литератора, инженера Дементьева и некоторых других персонажей.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.